Зачем нужно изучать корни?
Чтобы зрить в корень, надо его весь раскопать!
Это ж где взять столько сил и времени?!
Глядя на растения, и затем их сажаючи и поливаючи, мы представляем себе их устройство и потребности сугубо чувственно, часто уподобляя их себе самим. И пресса тому способствует.
Нам представляется, что корни нужны, чтобы поглощать воду, и их главная цель – прорасти на многие метры в подпочву. Что корни и крона растут примерно с равной скоростью и примерно равного размера: фотосинтез же не резиновый! Что корни, в принципе, похожи на крону: так же ветвятся. Что растут они летом, пока растут ветки. И что удобренные посадочные ямы – счастье для корней.
Ох, братцы, как мы далеки от реальности!
Я уже многожды писал: корни больше кроны, у них есть свой нюх на воду и питание, они сотрудничают с грибами и микробами, и даже изменяются под разные типы питания. А теперь покажу, как всё это выглядит визуально: нашлись классные рисунки – схемы археологически раскопанных корней. Беру их из ютуба, из лекции известного ландшафтного дизайнера Роберта Курика «Секреты корней».
Итак, вот что нам полезно себе чётко представлять, сажая дерево, кустарник или томаты.
Корни обычно в разы больше кроны, а в трудных условиях засухи и бедной почвы – на порядок больше. Примерно так, как у этого пятилетнего дуба:
Питающие корни выходят за пределы крон, а на тяжёлой открытой почве и в ветренных зонах – далеко за пределы. Вот как у этой сосны:
И в любом климате основная масса этих питающих корней живёт прямо под растительной мульчой, не углубляясь ниже 10-15 см. Почему? Потому, что здесь а) теплее всего, б) влажнее всего от мульчи и дождей, и в) максимум почвенной живности, за счёт коей корни и питаются.
Вспомним сильные зелёные деревца на каменных отвалах. Вспомним ризофагию – поглощение корнями бактерий и их продуктов, и микоризу – сотрудничество с грибами. Именно для микробов корни выделяют в почву половину (!) продуктов фотосинтеза. И вот факт: 80-90% всех почвенных микробов и половина грибов живут в верхних 10 см почвы – если это, конечно, не пустыня.
И только там, где почву вскапывают и пашут, питающие корни вынуждены влачить рабскую жизнь более глубоко, довольствуясь минералами, искусственными удобрениями и прочими «аптекарскими средствами».
И даже воду растения берут в основном в верхнем слое почвы – широкой и густой поверхностной сетью питающих корней они ловят дождевую и росяную влагу. Даже деревья со стержневым корнем поглощают половину воды из верхнего полуметра почвы. И только во время долгой летней засухи на плотной почве поверхностные корни замирают, и работают в основном глубинные – по сути, они страховочные.
Кстати, выраженные стержневые корни есть далеко не у всех и не всегда. В основном они развиты у сосен, орехоплодных, дубов и каштанов. У всех прочих деревьев корни в основном мочковатые, и плотная подпочва усугубляет развитие в их пользу. И даже у морковки масса боковых корней намного больше центрального.
И главное: корни растут намного быстрее кроны, особенно вначале. У овощей они распространяются на полтора метра во все стороны и вглубь – отсюда совет мульчировать и грядки, и все дорожки.
Корни деревьев особенно сильно растут в первые годы. Именно поэтому многие саженцы, особенно на суглинках и в засухе, в первые пару лет почти не наращивают веток – «не идут в рост»: они изо всех сил отращивают корни. И помочь им можно, очень коротко обрезая каждую осень – чтобы не дать слабым веточкам покрыться плодушками, которые истощат деревце окончательно.
Суммируя всё сказанное, Роберт советует не делать никаких удобренных ям, а сажать деревья в холмы. Корни должны с первого года «понять», в какой почве они будут жить, и начать осваивать её с предельной активностью. Если почва не криминально скверная, то всё, что им нужно – свободно внедриться в поверхностный слой, что удобнее всего сделать как раз из холмика. И наоборот, изнежившись в яме с компостом, корни с отвращением и стрессом воспринимают окружающую почву, и потом развиваются слабее, что и было обнаружено в раскопах.
Холмовую посадку давно продвигают и наши плодоводы. Все детали и практика посадки в холмы – в моём е-цикле «САД С НУЛЯ».
Остаётся сказать ещё одно, «для учёных – очевидное, а для нас – невероятное»: корни деревьев активно нарастают намного дольше, чем ветки. Это зависит от промерзания почвы. Если большой снег укрыл незамёрзшую почву, то корни яблони нарастают ещё и в декабре, а порой и в январе. Они замирают только при почвенном холоде ниже 2-0°С. На юге корни большинства деревьев и кустарников прирастают всю зиму – чтобы весной уверенно дать старт всем почкам кроны.
Но и тут сильно влияют условия. Обвальный урожай – рост корней стопорится намного раньше: силы уже потрачены. Осенняя засуха – корни замирают прямо осенью. Наоборот, осень влажная – корни нарастают, как весной. И вот интересный факт: осенние активные корни мощнее и долговечнее весенних! Именно они гарантируют мощный весенний старт. Чем дольше они активны, тем лучше дереву и тем выше урожай.
Отсюда вывод: пролить сад в сухую осень очень даже полезно, а вот в сырую – вообще не нужно: только болото сделаешь и кислород у корней отнимешь. Но главный вывод – везде нужна мульча! Только она конденсирует и сберегает влагу. Саду нужна мульча в виде густого дёрна, а юным деревьям – в виде толстой лесной подстилки, диаметром пошире кроны. Не могу не вспомнить о полевице побегоносной, которую воспел сибирский садовод В.К. Железов. На его фото – чудесный войлок из полевицы, образованный за пару лет.
Как спланировать сад, грамотно посадить саженцы, и как начать формировку саженцев смолоду, изучайте в е-цикле «САД С НУЛЯ».
А если вы обратитесь ко мне за фото-консультацией, я покажу и разъясню всё прямо на ваших конкретных деревьях, с учётом их особенностей.
О моём путешествии по садам и горам Сибири, о прочих находках – смотрите в видео и читайте в статьях в ВК и в Яндекс-Дзене.
Ютуб тоже работает, и тоже пополняется.
Искренне, Николай Курдюмов
Мой сайт: www.kurdyumov.ru