Новогодняя ель — древние корни традиции
Сегодня практически весь земной шар под Новый год наряжает гирляндами, игрушками и разноцветными огнями хвойное дерево с душистыми иглами — ель. Если ели нет, её заменяют сосной, пихтой или даже елкой из синтетических материалов. Но так было далеко не всегда.
Давайте совершим небольшое путешествие в прошлое, чтобы задуматься, откуда же возникла такая необычная традиция. Если в недавнем прошлом нам помогут исторические документы, то в «делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой нам поможет реконструкция (научная гипотеза, если хотите). Почему бы не представить, как жили люди в древности, во что верили, что хотели приблизить к себе, а от чего — уберечься. И чем дальше в глубину веков, тем труднее увидеть единый «стержень традиции: мы видим ветвящиеся корни, которые, сплетаясь друг с другом, и создают новогоднюю ёлку в том виде, в котором мы знаем её сегодня.
Традиция наряжать новогоднюю ель «соткана» из нескольких мотивов. Первое и главное, что должны были решить люди, — когда отмечать Новый год? Как вести летоисчисление? Древние люди отмечали несколько праздников, прямо связанных с движением небесных светил. Все сходились в том, что важнейшими среди небесных тел должны быть Луна и Солнце. Луна повторяет свои фазы примерно раз в 28–29 дней. Каждый новый серп месяца жрецы называли своим именем. Отсюда в календаре название «месяц» (как календарный период).
Месяц в свою очередь делился на 4 части по 7 дней. Первый день был посвящен Солнцу (Sunday, Sontag), и в это время отдыхали, ничего не делали («неделя»). Последующий день («понедельник») посвящали Луне (Monaday, Montag), а дальнейшие — остальным планетам, каждая из которых находилась «под покровительством» определенного божества языческого пантеона. Например, четверг посвящался самому сильному германскому богу — Тору (Thurs day, Donnerstag), пятница посвящалась германской богине любви Фрее (Friday, Freitag) и так далее.
Но — вот незадача — Луна и Солнце движутся не столь уж согласованно друг с другом. Проблему несовпадения очень остро ощущали еще в древние времена. Поэтому у тех народов, календарь которых «опирается» на Луну, довольно сложное летоисчисление. В какие-то месяцы приходится вставлять «високосные» дни, а какие-то годы даже оказываются с дополнительным високосным месяцем! Например, римляне при необходимости вставляли високосный месяц из 22 или 23 дней после февраля. В Китае, Вьетнаме, многих мусульманских странах до сих пор пользуются традиционным лунным календарем, поэтому даты Нового года часто «плавают» в зависимости от «високосности» определённых месяцев.
Такой несогласованностью и сложным исчислением месяцев и лет часто пользовались жрецы. Со 153 г. до н. э. римский народ избирал консулов ровно на год, и 1 января начинался срок их полномочий. Если консул был неугоден жрецам, то год его правления становился на месяц-два короче. За определенную взятку жрецам консулы могли «удлинить» свое правление.
В 46 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь положил конец этому произволу. Для «наведения порядка» Цезарь заставил жрецов удлинить год своих полномочий до 455 дней, после чего месяцы оказались стандартной длины (30 или 31 день, редко — 28 или 29) и теперь никак не были привязаны к фазам луны. Календарь принял привычный нам вид: 365 (или 366) дней, 12 месяцев и високосный февраль раз в 4 года. Такой календарь называют юлианским.
В XIV в. астрономы смогли еще точнее рассчитать, за какое время Солнце возвращается в ту же самую точку на небесной сфере. Оказалось, что юлианский календарь неточен: один солнечный год равен не 365,25 суток, а 365,2425 суток. Это означало, что за каждые 100 лет в юлианском календаре накапливается ошибка примерно в 1 день: «1 января» приближается к лету. Астрономы поняли, что через каких-нибудь 18000 лет Новый год придётся праздновать летом, а не зимой! Такие «заморочки» в то время астрономов беспокоили мало. Гораздо важнее было то, что, оказывается, дату Рождества Христова весь мир будет праздновать в неправильный день, а это не угодно Богу.
Дебаты о календаре были достаточно долгими, пока, наконец, Папа римский Григорий XIII не ввёл указ (буллу) о новом летоисчислении. По указу сразу после четверга 4 октября 1582 года следующим днем должна быть пятница 15 октября 1582 года. Каждый год, заканчивающийся на 00, не должен быть високосным (за исключением случаев, когда номер года делится на 400). Так появился современный григорианский календарь.
Указ был воспринят с крайним неодобрением. Папу Григория XIII обвинили в ереси, а также в том, что он пытается «обмануть перелетных птиц». Люди отказывались платить подати на том основании, что ещё не прошло определенного времени с момента последних ежемесячных сборов. Вспыхивали восстания, были человеческие жертвы, связанные с введением нового календаря. Посольство с предложением ввести новый календарь от Папы Римского к константинопольскому Патриарху получило холодный отказ, поскольку «новый календарь противоречит правилам исчисления Пасхи». Страны Восточной Европы довольно долго придерживались прежнего (юлианского) календаря.
Но настойчивость папского двора, который отныне подписывал указы только новыми датами, в конце концов возымела действие. В XVII в. на григорианский календарь перешли Германия, Великобритания и Швейцария, в XIX в. — Япония, а в начале XX в. — Турция и Россия. Хотя гражданский календарь в России уже давно григорианский, календарь церковных праздников у нас по-прежнему юлианский. Этим и объясняются наши «старые» традиции революцию 7–8 ноября называть Октябрьской, праздновать Рождество Христово 7 января (а не 25 декабря — как у католиков), отмечать «Старый Новый год» в ночь с 13 на 14 января. На самом деле это — результат сохранения юлианского календаря, в котором даты не только «не поменялись», но даже несколько «передвинулись» относительно григорианского календаря еще на несколько дней (ведь годы с двумя нулями в юлианском календаре по-прежнему считались високосными!).
Народные праздники издревле связаны с движением светил по небу. Для Солнца в течение года можно отметить 2 характерных положения (они более-менее совпадают с датами современного солнечного григорианского календаря).
Самое высокое положение над горизонтом (летнее солнцестояние) в Северном полушарии происходит обычно 21 июня. Тогда бывают самые короткие ночи и самые длинные дни в году. В Санкт-Петербурге отмечаются «летние ночи», а за полярным кругом Солнце даже не заходит за горизонт. Древние славяне в это время отмечали «русалии». Целая неделя была посвящена игрищам: прыгали через костёр, плели венки, девушки гадали о суженом. Было и чего бояться: считалось, что всяческая нечисть становится более активной. Особенно русалки — во время летнего солнцестояния они взбираются и сидят на деревьях, а отважных купальщиков уносят в свое подводное царство.
Во время христианизации «языческие» корни традиции было очень трудно искоренить — люди по-прежнему хотели отмечать день летнего солнцестояния. Поэтому было решено придать празднику христианский оттенок: дескать, празднуем день рождения Иоанна Крестителя (23 июня). Люди особо не возражали — перенос праздника на несколько дней был не так уж важен. Ведь русалии справляли неделями. Теперь мы знаем этот праздник как день Ивана Купалы. Однако летнее солнцестояние никогда не воспринималось как «начало года».
Самое низкое положение Солнца над горизонтом (зимнее солнцестояние) в Северном полушарии обычно происходит 21 декабря. День очень короткий, а за Полярным кругом Солнце вообще не показывается над горизонтом. В это время в древности праздновали Колядки. Коляда — божество языческого пантеона, связанное с началом года. Многие лингвисты прослеживают связь между славянским словом «Коляда» и греческим «календарь». Календами греки называли первые числа каждого месяца, и «колядки» воспринимались как начало года.
Потусторонние силы также считались очень активными. В самое темное время года злых существ пытались отпугнуть переодеванием в страшные личины медведя, быка и других животных. При этом было важно, чтобы переодетый не был узнан. «Дед Мороз» был злым существом, от которого следовало оберегаться. Люди боялись, но с надеждой ждали, когда же «солнце начнет расти» — день начнет прибавляться. Обычно ощутимая «прибавка» была заметна лишь через три дня, после чего можно было возвращаться к привычной жизни.
Германские племена в это же время справляли праздник Йоль (Julfest) с довольно похожими традициями. От германцев название праздника сохранилось в финском языке в довольно необычной форме: Joulupukki (Йолупукки). Сегодня таким именем называют финского «Деда Мороза», хотя на самом деле прямой перевод — Йольский Козёл. Переодевание для отпугивания злых духов было развито у скандинавов и германцев. Традиционно «колядовали» дети: и у славян, и у германцев они ходили по домам, обменивая подарки.
При христианизации и Колядки и Йоль связали с празднованием Рождества Христова (25 декабря), что совсем немного отличалось от традиционных дат астрономических праздников.
.