Станица Крыловская и село Красное Краснодарского края снабжают полстраны вымерзающими саженцами
В каждой из крупных Европейских стран, таких как Германия, Великобритания, Франция насчитывается более 5 тысяч питомников, большинство из них организовано давно и имеют традиции не в одном поколении. Другой, взрывной характер развития питомниководства в последние годы демонстрирует Польша. Посудите сами, они за 15-20 лет организовали более 5 тысяч питомников, которые сумели «оседлать» спрос на растения восточно-европейских стран, заработали очень хорошие деньги, усилили свою конкурентоспособность и прочно обосновались на российском рынке. А что же мы? Какую долю рынка имеем? И сколько питомников у нас?
Сторонний наблюдатель рассмеется, услышав, что мы толком сами не знаем, сколько у нас питомников. И даже те, кто в теме, назовут цифру от 300 до 400 на всю Россию. Катастрофически мало для такой страны. Если поговорить со знающими людьми и попросить назвать оптимальное число питомников для нашей страны, то окажется, что практически общим мнением станет 10000 питомников. Причем в этих оценках учитывается численность населения, площадь территории, а главное, разнообразие природно-климатических условий.
Десять тысяч питомников — это 50-80 тысяч работников, а если учесть тех, кто будет строить дороги, жилье, хранилища, системы орошения, теплицы, производить и доставлять химикаты, пленку, удобрения, инструменты и другие комплектующие, то окажется, что в нашей отрасли возможна гарантированная занятость 100 тысяч населения. Вдумайтесь: сто тысяч трудоспособного населения, которые смогут обеспечить достойную жизнь для себя и своих детей. Неплохой проект для любой страны.
Причем, нет сомнения, что вся продукция, которая будет выращиваться в этих питомниках, найдет своего потребителя. Откуда такая уверенность? Она небезосновательна. Уже много лет специфическая садоводческая продукция поступает к нам из-за рубежа и успешно продается. По самым скромным оценкам, это более миллиарда евро, но вполне возможно, и более трех. Именно на эти деньги наши граждане могли бы достойно жить!
Собственно говоря, в других отраслях нашего народного хозяйства происходит что-то похожее, но это тема для другой публикации.
Мы же хотим обсудить с вами проблему организации новых питомников. Откуда они появятся, ведь должны состояться условия. Любой мало-мальски понимающий человек отметит сложность такой постановки вопроса. Мы, напротив, считаем, что условия для образования большого числа питомников уже есть. Вполне стабильно существует один из самых важных факторов — это спрос на продукцию. Второй, пожалуй, самый главный для нашей страны кадровый вопрос, также имеет свое оригинальное решение. Скептик наверняка усомнится в возможности найти столько инициативных, знающих людей.
Самое странное, что они, эти люди есть! Но наша страна и особенно деревня, как подводная лодка! Что там «под водой»? Посудите сами, возле каждого научного садоводческого учреждения, имеющего официальный питомник, расположены десятки а то и сотни частных приусадебных питомников. (Мичуринск, Орел, Россошь и другие малые и большие населенные пункты). Зачастую, там применяются более современные технологии и качество саженцев у них лучше, чем у соседей в НИИ. Кстати, есть населенные пункты, практически полностью занимающиеся питомниководством. Станица Крыловская и село Красное Краснодарского края снабжают полстраны саженцами плодовых культур и розами. Кроме этого, во всех областях, где ранее существовали питомники, часть населения выращивает саженцы на приусадебных участках. Во многом такой ситуации способствовал запрет на акционирование питомников. В результате «умных решений» питомники все равно умерли, а народ остался без работы и паев на землю, другой работы на селе никто им не предоставил и они, просто были вынуждены выращивать саженцы на своих приусадебных участках. К большому сожалению, эти питомники содержат, как правило, уже зрелые люди, они по минимуму обеспечивают свои семьи. Но молодежь питомниководством уже не хочет заниматься и предпочитает податься в город. Конечно, среди них найдутся и те, которые хоть сейчас в разы могут расширить свое дело и организовать полноценный питомник.
Еще один пласт потенциальных питомниководов — это садоводы-любители. Согласитесь, это мало кем отмеченный феномен! Любительское и приусадебное садоводство подарило нам неисчерпаемый запас кадров, ведь живое творчество на земле пробудило у многих любовь к земле, а журналы и книги научили многих самостоятельно выращивать саженцы. Вот и сейчас многие садоводы этим живут и имеют авторитет в среде покупателей. Некоторые из них доросли уже до средних питомников. И как подтверждение этому, по нашим оценкам, две трети существующих питомников организованы людьми, не имеющими специального образования. На этом фоне уже не кажется удивительным, что выпускники вузов, которых учат питомниководству и которые проходят практику в этих отраслях, не идут работать в питомники.
Таким образом, существует подготовленный кадровый резерв, который уже сейчас производит более половины саженцев в стране и потенциально может организовать питомники. Для успешной реализации этой идеи необходимо соблюсти ряд условий.
Как мы уже упоминали, многие выращивают саженцы на своих дачных и приусадебных участках, и как оказывается, на эти деньги в общем можно жить. Вместе с тем, известно, что денег никогда не бывает много, кроме того, хочется расширить ассортимент, улучшить качество продукции, построить теплицу и т.д. Таким образом, каждый питомник на дачном или приусадебном участке должен расширяться (это и есть первый путь создания новых питомников) – и главная проблема здесь в приобретении новой земли. Купить землю рядом сложно, поскольку в населенных пунктах стоимость ее оценивается как для жилищного строительства. Вместе с тем некоторые из питомниководов раньше сумели или приобрести, или арендовать земельный участок в непосредственной близости. И сейчас они уже могут нанимать рабочих, вкладывать деньги в хороший полив, строительство хранилища или теплицы и прочие необходимые объекты и мероприятия. Такие крепкие хозяева уже готовы к организации более крупного питомника, но им не хватает совсем чуть-чуть: они не хотят высовываться!
А «высовываться» все равно приходится! Проверяющие органы требуют сертификаты даже от мелких производителей, которые в результате специфики сбыта продукции, вынуждены выращивать очень много сортов, для того чтобы удовлетворить спрос потребителя. Но, чтобы получить, к примеру, 50 сертификатов необходима куча времени и денег, это даже для крупных питомников задача не их простых. А если вспомнить, что еще нужно получить лицензии на запатентованные сорта, то сертификация превращается в непреодолимую задачу! Поэтому мелким производителям приходится или платить штрафы, или отдавать за бесценок материал перекупщикам, которые легко умеют урегулировать отношения с проверяющими органами.
Такая неработоспособная система сертификации, только дискредитирует саму идею, но никак не препятствует вопиющему безобразию, когда 90% плодовых саженцев вот уже десятки лет реализуется на рынках, вдоль дорог, в любых даже небольших населенных пунктах не только без сертификатов но и заведомо ложных сортов!
Вторая по значимости проблема, стоящая перед мелкими питомниками — это устойчивый сбыт. Только немногие исхитряются реализовывать саженцы на месте выращивания. Большинству приходится выезжать на рынки, выставки в другие города или отдавать материал перекупщикам. Некоторые уже обзавелись устойчивыми связями и выращивают саженцы по заказу торговых центров. И только совсем немногие организуют свои торговые точки, что заставляет их нанимать продавцов, расширять ассортимент, продавать сопутствующие товары, улучшать товарный вид растений и т. д. Для развития торговли нужно шире использовать интернет как для рекламы, так и для сбора заявок.
Третья проблема, или этап, который должен пройти любой питомник –это расширение ассортимента продукции, что с одной стороны удачно привлекает клиентов, с другой — создает предпосылки для устойчивого сбыта. Небольшому питомнику довольно трудно сориентироваться и искать новинки плодовых и ягодных культур, поэтому стоит обратить внимание на декоративные культуры. Они поистине безграничны в своем разнообразии, так сортов роз существует более 1000, кроме этого их можно реализовывать в различных видах, и с открытыми корнями, и в небольшом горшке, и в крупном контейнере цветущими. А многолетние цветы, их тоже огромное множество, и каждый год получают все новые и новые сорта. И их также можно продавать в различной стадии развития: от совсем мелких до пышно цветущих. Размножать новые культуры по классической схеме приходится долго. Сначала требуется приобрести маточные растения, затем выращивать в течении года-двух, затем прививать или черенковать, потом дорастить год-два и только потом продать. Сейчас становится возможным значительно все ускорить, то есть приобрести уже укорененные черенки, в том числе редких и трудноукореняемых культур и только дорастить их. Причем, используя приобретенные мелкие растения, можно довольно быстро понять специфику выращивания и реальный спрос со стороны потребителя. Существует еще один способ расширения ассортимента, но не выращивания, а продажи. Везде уже сложилась практика, когда питомники реализуют не только свой материал, но и тот, который берут или покупают в других питомниках. Это позволяет не только удовлетворить широкие запросы потребителя, но и получить дополнительную прибыль.
Так уж получается, что для многих видов размножения требуется защищенный грунт (и это пятый этап), поэтому в любом питомнике рано или поздно появляется теплица. Причем в теплице, особенно обогреваемой, можно значительно раньше начать многие виды работ, соответственно, раньше получить выручку. Теплица позволяет выращивать многие виды растений, которые трудно получить в открытом грунте. Кроме этого, теплица позволяет практически весь сезон получать продукцию, загружать наемных работников, но самое главное — получать дорогостоящую продукцию. Некоторые питомники начали свою деятельность со строительства теплиц и освоения технологии выгонки тюльпанов и выращивания рассады и только потом перешли к выращиванию саженцев.
Перечислив эти ключевые составляющие, которые, по нашему мнению, будут основными для превращения приусадебного питомника в полноценный средний питомник. Мы намеренно нигде не упомянули необходимость привлечение денежных ресурсов для расширения основных и оборотных средств, поскольку считаем, что такие приусадебные питомники уже прочно стоят на ногах и имеют необходимые средства или знают, как их привлечь. Тем более, основные виды работ в них принято выполнять самостоятельно, без привлечения сторонней рабочей силы. Таким образом, практически все, что нужно для расширения питомника у них есть, нужна только гарантия государства, в том, что их не будут трогать 5-10 лет. Именно столько нужно времени для становления полноценного конкурентоспособного питомника. Возможно, для этих целей должна быть сформирована государственная программа и образованы специальные технопарки.
Второй путь для организации питомников, это земля фермеров или паи работников. Причем следует учесть, что ценность представляет земельный участок, расположенный в благоприятных условиях, тогда он может привлечь к себе знающих людей на принципе партнерства (компаньонов). По такому пути уже развивалось несколько известных нам питомников, некоторые весьма успешно. Между тем здесь кроется большое противоречие, которое может погубить все дело. Поскольку владелец земли не смог до сих пор организовать свой бизнес, то значение вклада других компаньонов, выраженное в деньгах и опыте выращивать и продавать, должно быть адекватно оценено. В противном случае неизбежен разлад между участниками. Кроме этого, все документы должны быть оформлены юридически правильно. Наиболее предпочтительно объединение нескольких компаньонов, уже имеющих навыки выращивания и реализации продукции. В таком объединении намного проще ввести разделение труда и оценивать вклад каждого из участников.
Существует и третий путь создания питомника — на деньги заработанные, в другой отрасли (деньги инвестора). Хотя на первый взгляд кажется, что в этом случае все довольно просто, здесь не меньше трудностей, чем при образовании питомников другими путями. Прежде всего не существует экспертов, которые могли бы наметить рациональный путь развития, смогли составить программу развития, оформить проект и смету. Получается, что хозяин сам должен не только выработать стратегию, но сформулировать и наметить тактические пути для наемного персонала. В этом случае возникает барьер доверия управленческим решениям, принимаемым как хозяином, так и наемным персоналом. Кроме этого, практика показывает, что наемный персонал часто с легкостью идет на неоправданные затраты даже там, где без них можно совсем обойтись. Поэтому мы видим практически единственный путь, который в перспективе может привести питомник к успеху — это формирование из хозяина питомника главного менеджера.
В нашей публикации мы хотели рассмотреть три пути организации питомников. Между тем есть и другие пути, например на государственные средства и со смешанной собственностью. Кроме этого существует возможность открытия филиалов западных питомников, которые придут со своими технологиями, техникой и кадрами.
В своих рассуждениях о развитии питомниководства я опирался на знания и опыт, которые получил, проработав в этой отрасли более 30 лет, и с большим вниманием отнесусь к вашей точке зрения по изложенным вопросам.
Между тем, нельзя не обратить внимания на одну общую для всех проблему: слабую конкурентоспособность наших питомников, которая в первую очередь связана с запоздалым началом их развития по сравнению с западными, и необходимостью закладывать в стоимость продукции риски, связанные с суровыми зимами и коротким вегетационным периодом.
Кроме этого, существующая система сертификации продукции и контроля качества, равно как и некоторые карантинные требования, очень часто создают трудно преодолимые барьеры перед отечественным посадочным материалом, в то время как западная продукция беспрепятственно проникает на наш рынок, что усугубляет и без того неравные конкурентные условия. Поэтому наша ассоциация должна бороться не только за равные конкурентные условия, но и за протекционистские меры по отношению к нашей продукции.