Швейцария - история интерьеров и растений
Приглашаем Вас совершить небольшое путешествие во времени, и Вы узнаете о стилях дизайна интерьера, которые были популярны в Европе в разные времена, и, прежде всего, какие комнатные растения характерны для того или иного стиля.
В конце 19-го века были совсем иные представления о домашнем комфорте и уюте, чем представления, бытующие в наши дни. Комнаты зачастую выглядели загроможденными и темными. Свежий воздух или дневной свет сюда проникали не сразу. Интерьер жилых комнат выглядел увесистым: тяжелая деревянная мебель, декорированная кружевными и гобеленовыми салфетками, многослойные шторы, которые зачастую были сдвинуты даже днем, ковры, узорные обои и тысячи украшений. В такой обстановке растениям приходилось совсем нелегко. Кроме того, в те времена обычным украшением интерьеров были «мертвые предметы»: многие люди любили украшать свои жилища чучелами животных, собирали коллекции из бабочек, интересных насекомых, а также гербарии или цветы из воска и ткани. Однако одно декоративно-лиственное растение могло выжить в таком неординарном микроклимате. Это – неприхотливая аспидистра(Aspidistra).
Несокрушимая аспидистра (Aspidistra), которую в народе называют «пальмой сапожника». Растение абсолютно нетребовательно к условиям произрастания. Ее можно размещать даже в глубине комнаты. Аспидистра прекрасно переносит колебания температур, не реагирует на сквозняки, сухой воздух и равнодушно относится к пыли, скопившейся на ее листьях.
С начала нового века началась золотая эпоха, когда многие предавались излишествам и вели безудержный образ жизни. Проживание в крупных отелях мира, проведение шумных вечеринок на природе, походы в театры и устройство пышных банкетов в бесконечных проходных залах – так протекали дни европейских аристократов, неспешно сменяя один другой. Таким предстает и интерьер того времени. Стиль модерн начала 20-го века – это больше, чем направление в искусстве. Он характеризовался яркой декоративностью в сочетании со светлыми красками, петлевидными и витыми орнаментами. Одним из ярких примеров декора того времени являются стеклянные абажуры от Тиффани (Tiffany) или украшения и изделия из стекла от Лалик (Lalique). Важное требование – это мягкость и нежность цветового решения. Новым зеленым украшением, так полюбившемся ценителями живой природы в доме, стали пальмы, которыми озеленяли отели, рестораны, большие торговые центры. Этот тренд наблюдался и в озеленении частных домов. Неотъемлемой частью интерьера в стиле модерн были пальмы, плетеная мебель и обитые ситцем кресла.
Дипсис желтоватый (Dypsis lutescens), более известный под названием «арековая пальма». Растению требуется светлое место и солнечный свет в зимний период. Пальма растет довольно медленно и поэтому отлично подходит для озеленения интерьеров.
Если золотая эпоха была последним расцветом «доброго старого времени» и привилегированного социального класса перед Первой мировой войной, то межвоенный период (прежде всего, двадцатые годы) можно назвать историческим торжеством и началом современности. Зародился стиль арт-деко, который начал проявляться в архитектуре и дизайне интерьеров, автомобилей, в моде, мебели, жилых объектах. Для него характерна декоративная изысканность, элегантность, обилие глянцевых поверхностей, гламурность, торжественность и показная роскошь. Стиль арт-деко возродился в гламурных проектах Голливуда. Так как все было светлым, модным, имело прямые, четкие линии, поклонники данного стиля искусственное предпочитали натуральному. Поэтому живые растения не были важным элементом декора. Однако есть одно растение, которое дополняло шикарный интерьер в стиле арт-деко. Это зантедексия эфиопская (Zantedeschia aethiopica), красоту которой изобразила на своей картине «первая гламурная художница» Тамара де Лемпицка (Tamara de Lempicka), творчество которой сочетают с арт-деко. Зантедексия или калла в комнатной культуре довольно неприхотливая. Растение предпочитает яркий рассеянный свет, обильный полив и высокую влажность воздуха.
После большого торжества двадцатых с возможностью зарабатывать быстрые деньги на фондовых биржах, джазом и чарльстоном начались годы великой депрессии. Политические волнения и потрясения спровоцировали начало Второй мировой войны. Изменения пришли из Голливуда: фильмы и звезды 30-х годов отмечались блеском и гламуром в полном объеме – в результате этого появился новый стиль, характеризующийся элегантностью, светлыми оттенками, плавными линиями и элементами более мягкого модернизма в сравнении с 20-ми годами. В голливудских фильмах женщины носили вечерние платья исключительно светлых тонов и проводили время в салонах. Стиль интерьера был основан на темно-светлых контрастах, что помогало показать его в черно-белом кино с лучшей стороны. Так как в дизайне интерьеров 30-х годов доминировали искусственный мир и театральность или же сценичность, на первое место выходили не декоративно-лиственные комнатные растения, а цветы, присущи этой эпохе. Цветы – это красивый жест, огромной популярностью пользовались драматические, крупные букеты душистых белых лилий.
В годы войны мода отошла на задний план, главным стал вопрос выживания. Однако из всеобщего разрушения утвердился новый образ жизни, который ориентировался на традиции, на более классические ролевые отношения, объединившие такие понятия, как драматизм и семейное счастье. В сфере выращивания цветов и растений появилось интересное имя: англичанка Констанс Спрай (Constance Spry) в конце 20-тых годов открыла первый небольшой цветочный магазин под названием «Flower Decoration» (Цветочные украшения). В 1942 году она написала книгу «Come into the Garden» (Входите в сад), открыв читателям советы самостоятельного выращивания овощей. В 1946 году «королева флористики» открыла школу флористики, которую с большим удовольствием посещали многие женщины. Констанс отвергала жесткие цветочные букеты, которые были весьма популярны в те времена, и отдавала предпочтение легким, воздушным композициям, выполненным в единой цветовой гамме. Она использовала материалы, которые были отвергнуты другими флористами, добавляя в свои композиции овощные культуры и сорняки. Поэтому 40-е года в плане растений протекали в своем собственном маленьком мире, в котором тесно переплетались красота и практическое значение.
Послевоенные годы отличались с одной стороны обывательской ограниченностью, а с другой – новым модернизмом. Восстановление разрушенных войной городов, а именно быстрое строительство жилых зданий, вытеснило индивидуальные жилые дома, съемные квартиры заняли важную нишу в строительной индустрии. Большим спросом пользовались и быстрые дизайнерские решения интерьеров. Так, появились разные виды многофункциональной мебели, например, тумбы под телевизор, которые одновременно служили и подставкой под комнатные растения, и домашним баром. Снова наблюдалось четкое разделение между мужчиной и женщиной: мужчины, возвращаясь с войны, искали работу и уют в доме, а женщины занимались воспитанием детей и созданием того самого уюта. Для этих целей подходили как нельзя кстати комнатные растения, обеспечивающие комфорт и уют в доме, а также служащие альтернативой небольшому саду, которого так не хватает в многоквартирном квартале. Любимыми комнатными цветами европейских цветоводов 50-х годов были классические, легкие в уходе ра стения, такие как фикус, хлорофитум, сансевиерия, которую в народе называют «тещин язык», и филодендрон.
Не удивительно, что в 60-е годы начались восстания против ограниченной жизни женщин, которые желали не только семейного счастья, но и стремились завоевать свободу, будущее и вселенную… Все это нашло свое отражение и в интерьере, который стал более красочным, легким, четким. В нем смешались элементы футуризма и женственности. В домах все чаще начали появляться ажурные папоротники, цветущие азалии и хризантемы.
В 70-е годы огромной популярностью пользовался стиль «Flower Power» (власть цветов). Этот термин впервые использовали хиппи, которые пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Однако семидесятые также показали коммерциализацию жизненных форм и внесли в интерьер новый вид романтики и гламура. Мода 70-х вдохновлена романтическими традициями конца 19-го – начала 20-го веков. Это касается не только длинных платьев с цветами и рюшами, но и пальмовых садов. В интерьере гостиных наблюдается флиртующее сочетание элементов стиля модерн и так называемого диско-гламура: обилие декоративно-лиственных растений, сочетание садовой мебели с футуристическими плюшевыми креслами, а также наличие причудливых предметов, не несущих в себе никакой функции. Рядом с высокорослыми пальмами, например, «цвели» крупные цветы из гофрированной бумаги.
Мир 80-х – это годы высокой моды. Общество захлестнула новая волна элегантности и богатства. Все это умело и красиво запечатлела на своих фото американка Шейла Метцнер Sheila Metzner. Фотографии знаменитого фотографа 80-х, которые можно было увидеть в популярном журнале «Vogue», передавали всю любовь к арт-деко, к стилю 30-х годов и Голливуду. На многих фотографиях Метцнер, словно написанных искусной кистью художника, запечатлены объекты в стиле арт-деко и цветочные композиции, по которым можно узнать о любимых комнатных цветах десятилетия. Это каллы, белые лилии и орхидеи, которые могли быть одиночными цветками в горшках или сочетались с экзотическими растениями с крупными листьями.
Гламур 80-х повлиял на стиль жизни 90-х годов. В качестве яркого примера этого можно назвать французско-швейцарский дуэт дизайнеров Garouste & Bonetti (Элизабет Гаруст и Маттиа Бонетти), которые спроектировали интерьер бутиков основателя дома высокой моды Christian Lacroix (Кристиана Лакруа). Дизайнеры сочетали в интерьере различные узоры, использовали яркие краски, играли на контрастах. Для такого интерьера наиболее подходящим цветком была гербера. Во многих квартирах можно было увидеть герберы в стеклянной голубой вазе. Важными дизайнерскими элементами данного периода были черно-белые полосы, красные акценты и стены теплых желтых.
Конец 90-х – начало 2000-ных годов характеризуется затишьем в дизайне интерьеров. Европейцы снова обнаруживают свою любовь к интерьерам благодаря новым журналам о дизайне и декоре интерьеров, и не в последнюю очередь благодаря легендарному английскому журналу «Elle Decoration», в котором публиковались рекомендации ярких и узнаваемых персон в сфере дизайна, таких как Ли Эделькорт (Li Edelkord), Ромео Джильи (Romeo Gigli) или Теренс Конран (Terence Conran an Bord). Стала усиливаться мода на интерьеры. Гламур и искусство постепенно отошли в прошлое. Ценители красоты стремились к естественности и отдавали предпочтение таким простым растениям, как оливковое дерево, самшит и плющ.
В последнее десятилетие журналы из киосков незаметно переместились в интернет-пространство. Теперь о дизайне интерьеров и растениях люди узнают из блогов. Одним из таких является самый популярный в Швейцарии блог «Sweet Home», который свидетельствует о том, что современная Швейцария является «страной интерьеров». Тем не менее, в этот период в мире активно набирает популярность скандинавский стиль, отличающийся простотой, лаконичностью, комфортом и экологичностью. Одним из модных трендов в области комнатных растений, который берет начало у современных викингов, является пуризм. Красивым примером этого служат ветки деревьев и кустарников в напольных стеклянных вазах.
Несмотря на то, что в Европе большой популярностью пользуются сегодня вьющиеся растения, а также фикус каучуконосный и клеома, все же самым «желанным гостем» в швейцарских домах является фикус лировидный. Это декоративно-лиственное растение в лукошке выглядит особенно эффектно.
Марианне Колер (Marianne Kohler), Швейцария
Перевод: Леся В.
«Ваш сад»