«Cорняки» как солдаты в бою закрывают своей грудью оголившуюся землю
Например, в результате каких-то процессов (природных или вызванных деятельностью человека) почва полностью утратила свою естественную структуру пор и, заодно – растительность и естественное плодородие. Например, ее долго и упорно пахали. Чтобы «рыхлее была». А потом бросили, потому что рыхлее не становилась. Или стадо бизонов пробежало – и после ливня склон оголился от почвы и многолетней растительности. Что происходит?
Почва САМА начинает формировать новые поры – трещины (!!!). Формирует, как умеет – помощников-то нет! И эти поры начинают работать – создавать живую почву. Они поглощают осадки, накапливают скудный органический опад, они конденсируют воздушную влагу на некоторой глубине… Потом, постепенно, размножаются бактерии, грибы… И поселяются растения. Причем такие растения, которые способны жить в таких «жутких» условиях - в неустойчивой среде с сильными колебаниями влажности и содержания растворимых солей, почти без друзей и партнеров.
Они могут обходиться без сложной микоризы – поэтому страдают в засуху и не защищены от болезней. Они все силы бросают на образование семян – поэтому живут всего несколько месяцев. Они используют внезапно освободившиеся ресурсы (свет, влагу, элементы питания) не столько для собственной долгой и счастливой жизни, сколько для создания условий, позволяющих вернуть богатую и разнообразную жизнь на нарушенную территорию. Они почти не способны снабжать пищей и кровом разнообразных насекомых – поэтому их легко съедают первые же паразиты.
Имя этим удивительным растениям – «сорняки». Они, как солдаты в бою, закрывают своей грудью оголившуюся землю, создавая условия для жизни следующих поколений. Следующих – но других! Сформировав первичное сообщество на оголившейся земле, они закладывают основу биоразнообразия. И в виде огромного количества семян «уходят в запас». На всякий случай – вдруг опять чего случиться… Опять какие-нибудь бизоны с лопатами… Теперь земля уже не голая, а прикрыта их останками. Теперь поры есть не только от растрескивания, но и от их корней. Теперь есть пища для бактерий и грибов.
Животные и ветер принесли сюда семена других растений, и эти семена теперь могут прорасти... Именно сорняки оживляют погибающую почву. И за это их стоит уважать! А что происходит потом? Когда заработал круговорот веществ, ожила микрофлора и немного наладилась система пор, приходит время более требовательных и более долговечных растений. Эти новые растения уже не «бойцы на передовой», они – «инженерные войска». Они налаживают связь, строят мосты и дороги, обезвреживают мины… Короче – постепенно готовят разрушенную войной территорию к мирной жизни. В народе эти растения зовут «бурьян»… Крапива, полынь, лопух, осот, хвощ…
И только потом, при наличии минимальной инфраструктуры, в эти места ПОСТЕПЕННО возвращается «мирное население» - смешанная многолетняя растительность со своими микоризами, партнерами и паразитами. Возвращается изобилие, красота и порядок. Помните про три возможных состояния почвы – «почва оголена, бурьян и разнотравье»? Так вот – первое состояние – состояние войны. 24 Второе – начало восстановления. И только третье – мир. Не даром в середине прошлого века в Советском Союзе родились такие словосочетания, как «битва за урожай» или «борьба с сорняками». На самом деле – в точку!
Только теперь, когда «поднятая целина» стала просто изуродованной засоленной степью, когда пахотные земли не дают урожай без постоянных подкормок, поливов и рыхлений, некоторым земледельцам (и землевладельцам) стало понятно – война проиграна.
К сожалению, пока – только некоторым. Что лучше – один раз захватить трофеи, или наладить взаимовыгодную торговлю?
Пахать, травить, бороться – или налаживать долговременное устойчивое партнерство? Первое – вроде бы проще. Тем более - «Все так делают». Но последствия… Вы вступаете в противоборство с Природой. Кто в конечном итоге победит? Второе – психологически сложнее.