Наиболее распространенные стили бонсай
Для выращивания в качестве бонсая подойдет не каждое растение. Выбор растения определяется условиями содержания — в первую очередь, температурой.
Следует заметить, что стилей и форм бонсая очень много, иногда даже выращенное дерево имеет смешанный стиль.
Стили отличаются по сложности формирования внешнего вида и ухода. Выбранный стиль бонсай определяет и размеры, и форму плошки или контейнера для посадки, и частоту и технику полива и т.д. Например, так называемые каскадные стили, довольно неустойчивы, т.к. крона дерева в той или иной степени отклоняется от центра, они требуют более устойчивой емкости, т.е. более широкой или тяжелой.
Chokkan или симметричный — одиночное, прямостоячее дерево с мощными корнями и стволом. На нижней части ствола ветви обычно отсутствуют, поэтому хорошо видны кора и мощные корни. Три главные ветви расположены на средней части ствола. Стиль бонсай теккан подходит для деревьев всех пород, но чаще других выращиваются хвойные породы (сосна, ель, можжевельник) или фруктовые деревья (апельсин, вишня, персик, слива, яблоня).
Shakkan или наклонный — у дерева ствол, ветви и листья слегка наклонены в сторону. Этот стиль символизирует растение, сопротивляющееся ветру.
Kengai или согнутый ветром — символизирует дерево, согнутое ветром. Бонсай имеет ствол, сильно склоненный к горшку и даже ниже. Ветви должны быть направлены в одном направлении, при этом с одной стороны ствола ветвей может и не быть. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер.
Han-kengai или полукаскад — растение имеет ствол, растущий вверх, а затем наклоняющийся в сторону, иногда до основания контейнера. Дерево как бы нависает над обрывом. Для устойчивости рекомендуется выбирать более высокий контейнер.
Kabudachi или раздвоенный ствол — у этого бонсай имеется два ствола, которые различаются между собой по длине и толщине. Они образуют общую крону. Можно имитировать раздвоенный ствол, посадив в одну лунку два растения, но это делается так, чтобы создавалось впечатление, что они имеют общее основание и корни.
Yose-ue или многоствольный — это целая рощица или частичка леса, так как композиция состоит из нескольких растений. Деревья должны сочетаться между собой, и каждое дерево должно занимать свое место.
Hokidachi или метла — растение должно иметь прямой ствол и крону, напоминающую метлу. Крона может быть образована несколькими ветвями, при этом соотношение размера кроны к длине ствола должно быть равным 2:1.
Sharimiki — «мертвая древесина» — ствол дерева не имеет коры, благодаря чему ствол растения кажется мертвым. Участки мертвой древесины создаются искусственно, для этого срезаются определенные участки коры затем отбеливаются.
Seki-joju или наскальный — это композиция на скалах. В этом стиле выращивают деревья с раскидистой кроной и хорошо развитой корневой системой: азалию, вишню, клен, дуб, сливу.
Moyogi или свободная вертикальная — ствол бонсай изгибается, причем изгибы ствола к вершине дерева уменьшаются, и она центрируется с основанием ствола.
Bunjingi или форма «японского текста» — большая часть ствола не имеет листьев и веток, крона формируется только на верхушке бонсай. Ствол может быть прямостоячим или наклонным.
Ikadabuki или форма плота — ствол дерева лежит на поверхности земли, ветви оставляют только с верхней части и они должны расти вертикально вверх.
Сейчас уже получше выглядит. Подыскиваю ему пока плошку в японском стиле, плоскую хочу найти. У нас это редкость, а в Воронеже бешеных денег стоит. Но время то, у меня пока есть, думаю найду.
Кстати Moyogi или свободная вертикальная — на фото, очень на Подокарпус похожа. У него длинные листочки, похожи на мягкие иголочки.
Бонсай зародился свыше тысячи лет назад в Китае, но именно в Японии этот метод развивался и вырос до уровня изящного искусства. В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне.
В течение многих столетий японцы жили в богатой природной среде и в условиях непрерывной смены времён года, что выработало в них способность и желание воспроизвести рукотворное создание соответствующих пейзажей в миниатюре. Созерцание бонсай давало возможность насладиться зрелищем, очень похожим на большой пейзаж на открытом воздухе. Карликовое дерево—это нечто большее, чем просто комнатная растительность, выращиваемая ради красивых листьев и цветов.
Никто не знает, когда в Японии вырастили первый бонсай. Один свиток начала 14-го столетия изображает людей, восхищающихся комнатным растением, похожим на карликовое дерево. В те времена бонсай был увлечением аристократов, буддийского духовенства и высокопоставленных самураев.
К началу 17-го столетия, тем не менее, уже многие люди в Эдо (современный Токио) выращивали в плошках деревья и другие растения. Но только примерно в конце 18-го века люди стали превращать карликовые деревья в произведения искусства. Вскоре энтузиасты начали проводить большие выставки карликовых деревьев и вводить новые методы их выращивания.
Сегодня бонсай—это часть японских культурных и художественных традиций, возникшая из любви к природе. Карликовые деревья дарят людям удовольствие и за рубежом, крупные выставки проводятся во многих странах мира.
В Китае в большинстве случаев выращивали в кадках, лимоны и апельсины. А японцы занялись эстетикой.
-большие высотой в 60-120 см
— средние высотой в 30-60 см
— маленькие высотой 15-30 см
— миниатюрные высотой 5-15 см