Как защититься от ГМ продуктов
На сегодняшний день ряд стран ― Австрия, Венесуэла, Греция, Польша и другие ― полностью отказались от ГМО. В некоторых странах образованы зоны, свободные от ГМО. В настоящее время создано более 1300 таких зон в 35 странах мира[144]. Производимая в них продовольственная продукция должна не содержать ГМ компонент.
В странах, где лоббисты биотехнологических транснациональных корпораций добились ослабления мер государственного контроля над распространением ГМО, в т. ч. отмены обязательной маркировки содержания ГМО в пищевых продуктах, ресурсы сопротивления навязыванию трансгенной продукции должно искать общество. Необходимо отслеживать и публиковать в Интернете информацию о ГМ продуктах, выявлять компании, которые их широко используют; обращать особое внимание на импортируемое продовольствие и семена из стран, активно продвигающих ГМО (США, Аргентина, Бразилия,)[145].
Результаты анализа содержания ГМО в продукции ряда российских и западных фирм вывешены Гринпис в Интернете для всеобщего ознакомления. Списки компаний, продвигающих ГМ продукцию на российском рынке, имеются и на других сайтах Интернета.В разных регионах России в настоящее время работает более 100 аккредитованных государством лабораторий, которые могут проводить исследования продуктов на ГМО. По всей стране работают лаборатории Роспотребнад-зора[146], адреса которых предоставляются территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в конкретном регионе. Информация о региональных представительствах Роспотребнадзора дана на сайте www.rospotrebnadzor.ru.
Необходимо также отслеживать, с обязательным публичным информированием, достижения ГМ технологий и их оценки независимыми[147] экспертами; выявлять случаи лоббирования, под видом «внедрения инноваций», интересов зарубежных корпораций; информировать общественность о деятельности конкретных лиц, занимающихся рекламой ГМ продуктов, об источниках их финансирования; вести аналитическую работу по изучению связей зарубежных фондов, продвигающих ГМ продукты, с социально-политическими проектами типа «планирования семьи», пропаганды «альтернативного образа жизни», «сокращения рождаемости» и тому подобными[148].