Здоровые органические продукты не дороже химических, а дешевле, и не должны быть роскошью
В возрасте двадцати шести лет, в мой первый большой момент прозрения, я была поражена осознанием того, что мы, люди, активно создали дефицит пищи, которого, как мы утверждали, мы боялись. Мы скармливали (и до сих пор) скармливаем скоту более трети мировых запасов зерна, которые возвращают нам лишь часть этих питательных веществ. Меня охватило любопытство — почему какой-либо вид может разрушить источник своего собственного питания, само его выживание?
В следующем году я опубликовала «Диету для маленькой планеты». Может ли еда, размышляла я в своей книге и в последующих статьях, быть путем человечества к здравомыслию?Не много лет спустя книга Масанобу Фукуока, которая теперь в ваших руках, прокатилась по Западу; он обращался напрямую ко многим, достигшим совершеннолетия в шестидесятые годы и теперь стремившимся перейти от протеста к практическим решениям. Я была одной из них.Правда, мы еще не слышали о глобальном изменении климата, и определенно конец нефти казался немыслимо далеким; но опасность химического земледелия стала очевидна для многих. Мы хотели верить, что есть еще один способ прокормить себя.
Революция одной соломинки, которую мы получили — убедительное свидетельство смелости одного человека отвергнуть распространенное мнение о том, что лабораторная наука, ориентированная исключительно на прибыль, была спасением сельского хозяйства. Вместо этого Фукуока учил, что лучшие методы выращивания пищевых продуктов — это те, которые соответствуют природе, что на практическом уровне означает минимальное нарушение почвы (без обработки почвы или прополки) и без применения химикатов (будь то удобрения или пестициды).
В то время книга укрепляла зарождающееся движение за природное земледелие, но сегодня ее послание гораздо более актуально: в то время как движение за приведение сельского хозяйства в соответствие с природой процветает и породило различные системы, обычно называемые «органическими» — все еще доминирующая и распространяющаяся по всему миру деструктивная дорожка существует.
Она приобретает силу из пропагандируемого корпорациями аргумента о том, что без масштабной нефтехимии и разрушения почв мы обязательно умрем с голоду. В результате использование пестицидов на акр выросло в четыре раза с моей юности, а крупномасштабное, основанное на использовании ископаемого топлива, корпоративное и монополистическое сельское хозяйство продолжает вытеснять традиционные методы во всем мире.
Сегодня опасности нефтехимического сельского хозяйства широко известны, и около двух третей американцев говорят, что пробовали «органические» продукты питания. Тем не менее, остается миф о том, что органически выращенные продукты неизбежно дороже продуктов питания, произведенных с использованием химикатов, и поэтому должны быть роскошью, непрактичной для масс.
Даже многие, кто глубоко вовлечен в движения за устойчивость, возвращаются к идее «недостатка еды» или отказа от органики для сохранения окружающей среды. Фукуока, напротив, побуждает нас доверять щедрости природы; в «One-Straw Revolution» он описывает, как его урожайность конкурировала с урожайностью соседних ферм, которые использовали доминирующие технологии того времени.
А в последние годы его опыт получил широкое подтверждение: по оценкам, методы низкой или нулевой обработки почвы в настоящее время используются для обработки 250 миллионов акров земли во всем мире, а в 2007 году исследование Мичиганского университета показало, что общая доступность продуктов питания может увеличиться примерно наполовину, если весь мир перейдет на экологически безопасное земледелие.
Я считаю, что предположение о том, что борьба с дефицитом является неизменным фактом человеческого существования, привело к парадоксу, который мы наблюдаем сегодня: переутомление и лишения, убивающие жизнь, для большинства, наряду с переутомлением и переизбытком, убивающим жизнь, для меньшинства. Таким образом, послание Фукуока более радикально, чем просто побуждение фермеров отказаться от обработки почвы или опрыскивания; оно затрагивает самую суть нашего понимания самих себя и своего места на этой земле.
Он уверяет нас, что когда мы приходим к познанию закономерностей природы, мы можем избавиться от страха перед дефицитом.В то время как у Фукуока есть свой список того, чего нельзя делать, «революция одной соломинки», в конечном счете, направлена на то, чтобы иметь больше, а не меньше. Природа может выполнять ту работу, которую мы без надобности взяли на себя, поэтому то, что Фукуока называет «естественным земледелием», требует меньших трудозатрат.
Успешное земледелие — это возможность иметь больше свободного времени, чтобы иметь возможность испытать самые богатые отношения, вести жизнь «мягко и легко». «Мы можем наслаждаться" бездельничанием «и даже» ленивостью ", — пишет Фукуока.Чтобы подчеркнуть свою точку зрения, он рассказывает о посещении древних храмов, в которых японские фермеры прошлой эпохи оставляли хайку, составленные ими за три месяца зимнего отдыха. Сегодня, отмечает он, трехмесячный отдых фермеров сократился до нескольких дней.Некогда писать стихи.
Фукуока говорит нам, что по-настоящему успешное сельское хозяйство требует не столько тяжелого труда, сколько осведомленности, наблюдения, связи и настойчивости. Сегодняшние агропромышленные компании привлекают фермеров к своей продукции, обещая, что, применяя ее на своих полях в соответствии с установленными, предписанными графиками, не задумываясь о своих уникальных условиях, фермеры могут быть уверены в надежной прибыли.
Это можно было бы назвать сельским хозяйством «ничего не знаю» — оно сильно отличается от «ничего не делаю» Фукуока в сельском хозяйстве, которое призывает фермеров подвергать сомнению традиционные методы, которые могут быть ненужными или даже вредными: он выступает за любопытство, открытость и готовность к неудачам, чтобы мы могли научиться доверять. У него не простое сельское хозяйство, а более сложное, согласованное сельское хозяйство.Фукуока также подразумевает, что наша зацикленность на контроле над природой привела нас к тому, что визуальный порядок — прямые пропаханные ряды однородных полей — является превосходным сельским хозяйством.
Если что-то кажется случайным, мы предполагаем, что это неправильно. Это не соответствует нашей усвоенной эстетике. Но когда мы приходим к восприятию природы как сложных паттернов взаимоотношений, частью которых являемся мы сами, — паттернов, не имеющих ничего общего с человеческим, визуально упорядоченным миром, — он предполагает, что мы можем увидеть скрытые явления. Можем ли мы, подобно Фукуоке, найти красоту в том, что раньше воспринималось как удручающе случайное и неопрятное?
В интервью Mother Earth News в 1982 году Фукуока сказал, что «настоящий путь к естественному земледелию требует, чтобы человек знал, что такое чистая природа, чтобы он или она могли инстинктивно понимать, что нужно делать, а что нельзя — чтобы работать в гармонии со своими процессами ".Поэтому я желаю, чтобы переиздание и повторное открытие этой маленькой, обнадеживающей, почти игривой книги помогло нам в двадцать первом веке избавиться от страха перед недостатком, страха, который подпитывал стремление к контролю над природой посредством шаблонных ответов. Я желаю, чтобы прозрения Фукуока продолжали жить, возможно, сейчас более мощно, как часть экологии освобождения не только земли, но и нашей охваченной страхом психики.