КАК ВОЗРОДИТЬ К ЖИЗНИ ОЧЕНЬ СТАРОЕ ДЕРЕВО
Старость – не радость,
а перегруженность плодушками!
Аллегория, между прочим.
Так сложилось, но сейчас ко мне на фото-консультации приходят в основном очень старые сады. Яблоням, грушам и сливам по 40-50 лет, и это под Москвой, где рост и так весьма умеренный. Нижние ветки таких деревьев уже фактически отмирают, и даже на верхушках почти нет прироста. А сорта ценные, от бабушек!
Можно ли вернуть такому патриарху молодость и продлить его полноценную жизнь? Конечно! Как это сделать? Давайте увидим общий принцип. А точность тут не нужна.
Учебники плодоводства учат, что любое дерево от рождения до смерти проходит «девять возрастных периодов Шитта». (Пётр Генрихович Шитт – почти современник Мичурина, советский академик, учёный и плодовод, умер в 1950-м.) Вот они:
Но это периоды естественные, когда в рост дерева не вмешиваются. Тогда дерево живёт, в общем, как и мы: первые 10-15 лет – мощный рост, драйв и буйство, затем лет десять – массовое плодоношение, т.е. рождение потомства. Вспомним: плодушки истощают дерево, а питает только прирост! Посему после 20-30 лет начинается постепенная гибель: сперва плодушек, затем веточек, потом и нижних веток – они самые старые и перегруженные. Дерево уже везде так заплодушилось, что сил на всё просто не хватает, а хватает только на центральные верхушки – тут ещё есть какой-то прирост. Но скоро и он заглохнет: плоды высосут последнее.
Умное дерево пытается себя продлить: выбрасывает волчки из оснований сучьев и ствола. Но они вынуждены тянуться сквозь тёмную крону, чахнуть в тени, и потому долго не живут. И тогда дерево уже не спасти: гибнут кора и корни. Остаётся только поросль.
Вот если вовремя убрать всё старое, кроме сильных волчков, тогда они используют свой шанс! Корни-то ещё вполне себе целые. И из волчков за три года может вырасти отличное дерево, которое проживёт ещё долго.
Смотрите. Такие яблони никто возрождать уже не взялся бы:
Но я бы всё же дал бы им шанс: убрал все нижние сучья, а верхние, более сильные, укоротил «по локоть». Примерно так:
Даст новые побеги из спилов – будет жить. Не даст – ну, значит, поздно пить «Баржоми».
А вот у этой старой груши есть более молодые и вполне жизнеспособные части – как раз волчки вырвались в свет. Их я и оставил:
Но и они слишком перегружены! Укорачиваем всё заплодушенное минимум пополам – и ветки обрастут приростом. А прирост кормит!
Ну, и коросту со стволов соскоблим, и глиной с коровяком обмажем – усилим и обновим кору. И дерево начнёт жить почти с нуля. Разумеется, оно будет намного слабее юного, и нужно будет разгружать его от лишних плодушек хотя бы раз в два года.
Третий пример: 60-летняя слива-полукультурка, склонная обвально перегружаться плодами. Ствол давно выгнил, дерево живёт за счёт новой коры и древесины, но прирост есть: мы его стимулируем разгрузкой. Как? У каждой ветки а) убираем самую заплодушенную концевую половину, б) убираем всё снизу, оставляя в основном прирастающие побеги, растущие вверх.
Раз в пару лет мы вот так омолаживали эту сливу. И возвращали ей молодость таким образом лет двадцать!
Ну, а более детально, и конкретно на ваших деревьях, я показываю и рассказываю в своих фото-консультациях.
Искренне, Николай Курдюмов
Добрый вечер.
А можно попросить Вас? О консультации по фото....
У меня две старые груши, более 20 лет. Боюсь пилить ветки. Реально боюсь обидеть дерево своими корявыми руками… Книги смотрела, видеолекции- ТАМ все понятно. Прихожу к деревьям- ноль.
А сорта хорошие-красная и бера.
Этой осенью тоже-походила вокруг, сухие убрала и все.
Вот...
Так Курдюмову и пишите: https ://s7057572.sendpul.se/sl/MjUyNTk2MzY3/f18402b53e6ba58c4d9198f2ebb8bcc5257e5s1