Плодовая некондиция
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, около 40 % урожая фруктов и овощей по всему миру идут в отходы, и, как правило, это связано не с пригодностью или вкусовыми качествами продукции, а с её эстетическими дефектами. Некрасивые» овощи и фрукты – это ни в коем случае не гнилые или испорченые продукты, это мелкие ягоды, однобокие фрукты, с наростами, а также сросшиеся и кривые овощи.
Слишком продолжительная засуха этого лета в Дании привела к тому, что овощеводы стали собирать много деформированных томатов. В другое время некондиционные помидоры принесли фермерам большие огорчения, так как их бы пришлось сдать на переработку или продать как уцененный товар. Однако общественная некоммерческая инициатива помогла томатоводам избежать издержек
В начале этого года в Дании заработал старт-ап неправительственной организации Stop Wasting Food. Основная цель – сократить потери сельхозпроизводителей, помогая им реализовать продукты неправильной формы, но хорошего качества, и тем самым поддержать производителя.
В мае члены организации подписали соглашение с некоторыми сетями супермаркетов и запустили образовательную рекламу, объясняя потребителям, что «уродливые» томаты имеют сертификаты качества и также вкусны и полезны, как их более привлекательные собратья. Приобретая такую продукцию, граждане проявили бы свою сознательность и помогли местным фермерам не попасть в убыток.
Учитывая то, что проблема пищевых отходов активно обсуждается в Дании на протяжении, как минимум, последних десяти лет, кампания сработала на отлично.Таким образом удалось продать около 100 000 лотков «уродливых» томатов, реализовав в общей сложности 75 тонн продукции. Три евроцента за каждый проданный овощ были пожертвованы на дальнейшее развитие стартапа.
Благодаря общественным инициативам, на прилавках многих британских супермаркетов появились овощи и фрукты нетипичной формы: слегка битые градом яблоки, кривоватые сливы и причудливые с виду баклажаны.
В 2013 году крупная французская сеть супермаркетов Intermarchе запустила кампанию «Бесславные фрукты и овощи» как раз для того, чтобы покупатели наглядно убедились не только в абсолютной пригодности, но и в особенной привлекательности условно неформатной продукции. Сначала условно уродливые плоды не очень хорошо продавались, но затем на прилавках сети появились супы и соки, изготовленные из них, и продажи стремительно пошли в гору.
В Португалии существует похожая инициатива под названием «Fruta Feia» («Уродливые фрукты»).
Вскоре «Ашан» и другие крупные сети тоже запустили подобные инициативы.
В России тоже развивается здоровый подход к потреблению. Например фермерский кооператив «ЛавкаЛавка» покупает у фермеров все пригодные овощи и фрукты, в том числе условный неформат. По словам основателя кооператива Бориса Акимова, для них нет никакой принципиальной разницы между «правильными» овощами и их причудливыми сородичами, а покупатели в их магазинах вовсе не стремятся купить самые отборные с виду плоды.
Поле, сплошь засыпанное перцем, попалось на глаза случайному фотографу, и вскоре снимки разошлись по интернету, а на фермера обрушилось общественное порицание. Люди недоумевали – почему он решил отправить урожай на удобрение вместо того, чтобы продать его по более низкой стоимости.