Инвестиции в органическое сельское хозяйство
Инвестиции в органическое сельское хозяйство
11 июля 2018
Традиционно об органическом сельском хозяйстве рассказывают с точки зрения потребителя или производителя. А чем может быть интересно производство экологически чистых продуктов инвестору? Об этом статья Сары Уэст, опубликованная в американском журнале Naturespath.
Золото всегда будет золотом, и объемы инвестиций в него только растут. Органические сельскохозяйственные угодья – такой же, как золото, безопасный и устойчивый объект для инвестирования. То, что когда-то было бизнесом мелких фермерских хозяйств, сегодня — сфера интересов влиятельных компаний с миллионными и даже миллиардными оборотами. Самым ярким признаком успеха этого сегмента отрасли в наши дни стало обращение к нему внимания инвесторов.
Инвестирование в сельскохозяйственные угодья
Сельскохозяйственные угодья за последние двадцать лет устойчиво растут в цене. Этот рост привлек внимание инвесторов, которые активно занялись земельным бизнесом. Пенсионные фонды, университеты, банки и фирмы Уолл-стрита стали осуществлять покупки сельскохозяйственных земель. Основная схема большинства таких сделок проста: покупать землю, сдавать ее в аренду, ждать увеличения стоимости угодий (зарабатывая приличный доход в это самое время). Затем, когда цены поднимутся, сразу продавать земли, получая за них хорошие деньги. Такой метод инвестирования весьма выгоден для землевладельца, заинтересованного в получении реальной прибыли в течение короткого срока.
В результате, по итогам за 2016 год по МСФО (международной системе финансовой отчетности) выяснилось: 80% арендованных сельскохозяйственных угодий принадлежат собственникам, которые не заняты сельскохозяйственным производством, т. е. инвесторам. В целом в США арендованные сельскохозяйственные угодья составляют 30% от общего количества сельскохозяйственных угодий. На практике это означало, что 226 миллионов акров (более 91 млн га) сельскохозяйственных угодий не включены в продуманные программы управления и ответственного перспективного планирования. Фермеры-арендаторы недолго задерживались на арендованной земле, а потому не особенно интересовались здоровьем почвы, биоразнообразием или борьбой с эрозией. В такой модели эксплуатации земельных угодий земля фактически рассматривалась, как инструмент для получения наибольшей прибыли в минимальные сроки.
Еще одна важная деталь для оценки ситуации: значительное число американских фермеров вплотную приблизятся к пенсионному возрасту уже в ближайшее десятилетие. А значит, многие из них возможно решат продать свою землю инвесторам, усугубляя тенденцию на земельном рынке.
Могут ли инвестиции в органическое сельское хозяйство повлиять на эту ситуацию? Ответ — да. Устойчивое органическое земледелие способно обеспечивать поддержание качественных показателей земель и получение прибыли. Инвесторы, желающие получить прибыль и вкладывающиеся в органическое сельское хозяйство, делают ставку на расширение рынка экологически чистых продуктов питания и рост числа сторонников инвестирования в сельскохозяйственные угодья.
Близость к законам природы
Конечно, традиционную модель инвестиций в сельскохозяйственные угодья для работы в формате органического сельского хозяйства, придется менять. Такие компании, как Iroquois Valley Farms, Farmland LP и Dirt Capitol, покупают сельхозугодия, проходят сертификацию на производство продукции по органическим технологиям и только потом предоставляют земли фермерам в аренду. Инвесторы выставляют условие: арендаторы должны улучшать качество земель, и дают фермерам время для этого. При этом компании-инвесторы обычно не устанавливают предельные лимиты на сроки аренды земель.
Чтобы эта новая инвестиционная модель заработала, важно заключать сделку на длительный период. Только в этом случае фермеры могут арендовать земли и производить органические продукты, не опасаясь, что земля может быть в любой момент продана «из-под них». Длительный период аренды позволит фермерам накопить финансы, достаточные для покупки этих земельных угодий в будущем. А инвесторам – упростить и ускорить процесс продажи.
Золото из компоста
Органическая модель инвестирования в сельскохозяйственные угодья в некотором смысле антипод существовавшей до сих пор модели. Вместо того, чтобы злоупотреблять привлечением арендаторов на короткие сроки и истощать ценные земли, инвестор делает ставку на другое. Если речь идет об органическом производстве, то сельскохозяйственные угодья становятся с каждым годом все более ценными. В упрощенном виде это выглядит так: постоянно растущие объемы компоста хорошо питают почву, которая обеспечивает устойчивый доход от фермы, увеличивает стоимость земли и гарантирует инвесторам их будущую прибыль. Спрос на органические продукты чрезвычайно высок, и рынок далек от насыщения. Органические культуры продают по ценам в два раза или в четыре раза выше, чем произведенные традиционным способом. Поэтому новая модель отношений, используемая в органическом сельском хозяйстве, выгодна и для американских фермеров, и для инвесторов.
Инвестиции в сельскохозяйственные угодья для органического земледелия – это долгосрочная стратегия под любым углом зрения. Инвесторов она привлекает своей «естественной жизнеспособностью». Традиционные модели аграрного производства всегда имеют различные потенциальные угрозы истощения ресурсов — обеднение водоносных пластов, истощение плодородия почв, осложнения, связанные с изменением климата и так далее. Фермы, практикующие органические методы земледелия, лучше других смогут адаптироваться к меняющемуся миру и двигаться вперед.
Мировой тренд
Органическое земледелие набирает обороты во многих стран мира. В частности, в России, где также недавно был принят законопроект об органическом сельском хозяйстве. По данным экспертов, сегодня органическое сельское хозяйство развивается уже в 179 странах мира. Если говорить о России, то органическое сельское хозяйство – это ее история, уклад жизни народа, ее традиция. Многие эксперты и специалисты в области аграрного бизнеса надеются, что принятие законопроекта создаст правовые условия для развития органического сельского хозяйства в России и ускорит появление новых компаний, которые будут производить экологически чистую продукцию. И Россия не окажется в положении своего соседа, Китая, который практически умертвил значительную часть своих собственных земель.
Перевод Владимира Францкевича