Видовые точки при подборе кустарников
Подбирая кустарники для сада, мы должны обращать внимание не только на то, как они сочетаются друг с другом и какие растения вокруг, но и с каких точек мы будем смотреть на «кустарниковые» композиции. Подробнее об использовании кустарников применительно к тем или иным видовым точкам рассказывает ландшафтный архитектор Александр Сапелин.
Когда мы говорим о видовых точках, важно понимать, что в саду они в известной степени не похожи друг на друга. Есть статические видовые точки, а есть динамические.
Статические это те, в которых мы находимся в относительно неподвижном состоянии (скамья, веранда дома), а динамические - те, в которых мы находимся в движении (повороты дорожек и пр.). И в первом, и во втором случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко от нас, так и на удалении. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого или с дальнего расстояния; в движении или в статичном положении.
Логично предположить, что восприниматься с этих точек пространство будет несколько по-разному, а значит, и строить его мы должны неодинаково. В первую очередь это касается нашей способности различать детали у декоративных растений, в частности, у кустарников, коль скоро мы говорим о них.
Далеко не все кустарники одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Часть декоративных характеристик, такие как форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет, будут по достоинству оценены именно с расстояния. Оптимальным принято считать удаление от самого растения на расстояние в 2,5 — 3 раза превышающее его высоту. Некоторые особенности (в частности, форма кроны) вблизи и вовсе не просматриваются. В то же время целый ряд мелких деталей у кустарников (цветы и плоды у некоторых видов, необычная форма листа, кайма и пятна на листовой пластинке, напротив, заметны только в непосредственной близости от растения. Уже на удалении от него на 2/3 его высоты многие детали становятся неразличимыми.
Подбирая растения для композиций, ориентированных на точки разных типов, важно учесть эти характеристики. В противном случае вы можете значительно переплатить в садовом центре за тот или иной сорт, к примеру, с интересной золотистой каймой по пурпурному листу, но этого никто не увидит.
Если уж мы берём окаймлённый сорт, то нужно всеми способами подчеркнуть данную характеристику, давая возможность созерцать его со статической точки в непосредственной близости от него. На деле это означает, что нам надо или посадить его возле беседки, веранды и т. п., или в непосредственной близости от него поставить скамью.
Детали не всегда бывают декоративными. Иногда они, напротив, таковы, что хотелось бы сделать их неразличимыми. У целого ряда вариегатных сортов кустарников вариегация не самая красивая вблизи, а вот издалека окраска смотрится интересно.
Их просто нужно сажать в правильные места. Работая со ступенчатыми перепадами по оттенкам, можно получить эффектнейшие нюансные сочетания. Подбирать растения следует в питомнике, глядя непосредственно на экземпляры представленных растений, а не по каталогам, доверяя в них описанию цвета и красочным фото.
Подбирая растения по их декоративным признакам для дальних и ближних местоположений, постарайтесь проанализировать изменения их облика в течение всего сезона. У него могут быть заметные с расстояния цветы, но незаметные, хотя и очень декоративные, плоды. Или наоборот. Возможен также вариант, когда кустарник, не особо интересный с точки зрения кроны в облиствленном состоянии, вдруг становится произведением искусства тогда, когда листья облетают.
Композиции, которые прекрасно выглядят весной и летом (за счет цветения отдельных кустарников), вдруг теряются осенью, когда остаются только зеленые листья (не у всех листья окрашиваются). Тогда сюда просится цветовой акцент, имеющий осеннюю окраску (барбарис, декоративная смородина, бересклет).
Статья из журнал «Волшебный сад»