День Снеговика
Восемнадцатого января во всем мире отмечается День снеговика – известной каждому из нас скульптуры, состоящей из нескольких снежных шаров и имеющей морковь вместо носа, угольки вместо пуговиц и глаз, старое ведро вместо головного убора и ветки вместо рук.
Особых традиций отмечания этого торжества не существует. Первое письменное упоминание о снеговиках появилось в Германии в конце восемнадцатого века. Немцы назвали эту скульптуру «Schneemann», то есть «снежный человек». Сперва снеговики отнюдь не были приветливыми и безобидными добряками, какими их изображают сегодня в детских книгах и на открытках.
В то время «снежные люди» представляли собой высоких чудищ из снега и льда, которые имели весьма свирепый вид и возводились не детьми, а исключительно взрослыми. В этом нет ничего удивительного, поскольку раньше почти все изваяния олицетворяли собой могучие сверхъестественные силы. Снеговики не зря очень похожи на пугала, манекены и большие куклы. Психологи уверяют, что любая вещь, имеющая человеческие очертания и габариты, однако человеком не являющая, вызывает у нас подсознательную неприязнь и даже опаску.
Снеговики, к примеру, были символом суровой и беспощадной зимы. В те времена в Европе было много поверий, касающихся снеговиков. Например, лепить снежную скульптуру в полнолуние считалось очень опасным. Тому, кто нарушит данный запрет, слепленный им снеговик начнет являться в страшных снах и приносить большую неудачу. Также воспрещалось после заката смотреть на снеговиков в окно, даже через задернутые шторы. Снеговиков нельзя было лепить на кладбищах, в местах, где осуществлялись смертные казни, и возле церквей.
Лишь в середине девятнадцатого века отношение к снеговикам в корне изменилось. Теперь их стали считать помощниками добрых духов и предвестниками счастья. Появилась легенда, согласно которой снеговики являются воплощениями ангелов. Если при лепке снеговика мысленно повторять свое сокровенное желание, то оно непременно сбудется, как только снежная фигура растает. Согласно другому суеверию, снеговик защищает жилище от посягательств злоумышленников.
К слову, неизменные морковка, угольки и ведро являются неслучайными атрибутами. Морковь символизирует плодородие, ведро и уголь – достаток и тепло в доме соответственно.
На Руси снеговиков лепили с ведических времен, то есть задолго до христианизации славян. Русские снеговики были женского пола, и называли их снежными бабами. Наши предки были убеждены, что такие скульптуры отводят метель, вьюгу и прочую непогоду.
Позже стали считать, что снежными бабами повелевает Дед Мороз, и чем больше этих изваяний лепят, тем сильнее сказочный персонаж может влиять на жизнь людей. Примечательно, что на Руси, в отличие от Европы, снежная баба всегда была персонажем исключительно положительным.
Единое для всех народов понимание образа снеговика говорит в пользу доисторического общепланетарного монотеизма. Но со временем это понимание выродилось в обрядовость.
Во время малого ледникового периода Европа, засыпанная снегом, вновь обратилась к снежным скульптурам. Но в этот раз снеговики испытали двойную трансформацию. Глубокий сакральный смысл был утерян окончательно. И если сначала через них воздавали почести прародителю всех богов Имиру, потом они символизировали окончание зимы, в третий период они превратились в декоративные скульптуры.
А разделившееся после ледникового периода на разные племена и народы человечество стало наделять снежные скульптуры индивидуальным смыслом.