Ботаники бьют тревогу: Россию захватывают «клены-убийцы»
Это дерево называют «кленом-убицей». В некоторых местах Москвы клен ясенелистный (не путать с классическим кленом и ясенем — это клен американский, Acer negundo) захватил до 80% территории и не дает размножаться другим видам растений. Его пыльца является сильнейшим аллергеном.
«Клен ясенелистный как инвазионная порода для региона должен выводиться из ООПТ и ПТ повсеместно, особенно на стадии всходов и самосева, для предотвращения возобновления корневыми отпрысками срезанных или срубленных экземпляров, необходимо регулярное корчевание и удаление возобновляющейся корневой поросли» — из постановления правительства Москвы 743-ПП (п. 10.11.4.1).
О том, какую опасность для Москвы представляет собой клен ясенелистный, MSK1.RU рассказал Антон Дубенюк — главный садовник Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород».
Что за деревоКлен ясенелистный много лет назад был завезен в Россию из Северной Америки. Сначала он использовался как декоративное растение, но быстро одичал и хорошо распространился — его лопасти-крылатки летят далеко. Растение активно и агрессивно завоевывает жизненное пространство. Буквально за несколько лет дерево достигает размеров выше человеческого роста. По интенсивности захвата территории его можно сравнить с борщевиком. Единственное, что он не вызывает ожоги.
России клен ясенелистный считается злостным древесным сорняком. Он включен в «Черную книгу растений», в которой описаны опасные инвазивные виды, с которыми лучше бороться. Он является злостным засорителем, мешает развиваться культурным растениям. И никогда не достигает тех форм и красоты, которые у него есть на родине. Здесь это заносное чужеродное растение, которое быстро растет и размножается, занимая пространство наших видов.
«Этим кленом мало кто питается, он не является кормовой базой для птиц и насекомых. То есть дерево — бесполезное для экосистемы»
Вопрос — почему бы этому клену и не расти и размножаться дальше, ведь это тоже зелень, живой объект, который ведет фотосинтез и обеспечивает кислород? Но клен ясенелистный занимает место других более ценных видов — включая те, что здесь росли изначально. Агрессивный захватчик объединяет экосистему и снижает уровень биоразнообразия в природе. Важно и то, что этим кленом мало кто питается, он не является кормовой базой для птиц и насекомых. То есть дерево — бесполезное для экосистемы. Но за счет быстрых темпов роста начинает преобладать в фитоценозах (растительных сообществах).
Растение находится в списках опасных сорняков, но это не означает, что его можно взять и вырубить. Здесь всё несколько сложнее. Пока это растение маленькое и не является еще по сути деревом в первые годы жизни, то его лучше убрать. Если же это уже большое дерево, то в Москве всё равно, несмотря на видовую принадлежность, удаление любого дерева требует согласования и получения специального разрешительного документа — вырубочного билета.
«Клен ясенелистный входит в тройку самых выживаемых деревьев вместе с липой и тополем»
Получить такой билет на ясенелистный клен обычно легче, потому что эти деревья всё равно находятся в каком-то нездоровом состоянии, часто наклонены и представляют опасность для человека. Но дискриминации по видам деревьев московский кодекс не предусматривает.
В некоторых местах Москвы — например, на пустырях, — клен покрывает до 80–90% площади от общей массы растений. В центре Москвы этих растений тоже много: крылатки хорошо разлетаются по всей территории города.
Мне кажется, что в столице нужно высаживать больше местных видов растений, которые всегда здесь росли — дуб, березу, обычный клен. А также плодовые, рябину. А вот хвойные плохо переносят условия города, для них нужны специально защищенные места — от грязи и дорог. Они не являются приоритетом в крупных мегаполисах.
Ранее MSK1.RU рассказывал о том, что в Москве высадят «золотые» рябины по 173 тысячи за штуку: тендер на озеленение столицы выиграла компания, которая осваивала миллиард в Крыму.