Морибана и нагэирэ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Стили морибана и нагэирэ сложились из традиционных стилей икебана под влиянием западной культуры, и в итоге дают немалую свободу художнику в выборе растительного материала.
Для композиций морибана актуально применение невысоких широких ваз круглой, овальной, квадратной формы, кои крепятся посредством особого железного крепления — кензана, в эти вазы и ставятся растения. В композициях нагэирэ применяются высокие, цилиндрические вазы, а растения крепятся при помощи разных устройств — расщепленных веток, крестовины и т. п. В работах нагэирэ подчеркивается красота линий, в композициях морибана, наоборот, делается акцент на размер, расцветка и массу применяемых растений.
Внутренний мир растений в данных стилях выражается при помощи независимой комбинации расцветки, линии, массы, плоскости растений, согласно с мыслью разработчика. Независимый стиль допускает применение материалов искуственного происхождения, к примеру, стекло, проволоку, металл, пластик и др.
Данные композиции делаются в следствии взаимодействия 3 деталей: син (грандиозное), соэ (среднее), тай (небольшое). По тому, какой применяется материал, композиции морибана и нагэирэ возможно поделить на 3 вида.
Прямостоящий. Для композиций этого вида выбираются ветки, травы, цветы, которые имеют в природе стремление к вертикали — бамбук, гладиолусы, ирисы, нарциссы. Главный, самый высокий син, ставится фактически вертикально, допускается наклон в сторону максимум на 30 градусов от вертикали. Что касаемо расположения остальных деталей, соэ и тай, то они ставятся с учетом единого равновесия и гармонии композиции.
Наклонный. Чтобы достичь желаемого результата, оптимально подойдут ветки и цветы, имеющие элегантные изгибы. Составляющей син разрешено отклоняться на угол более 30 градусов, что напоминает растение, склоненное порывом ветра. Соэ и тай словно подхватывают данное направление син.
Каскадный. В композициях этого стиля акцент делается на броский изгиб ключевого составляющей син — выходя из вазы, он обязан каскадно спадать вниз, опускаться ниже визуальной черты нахождения вазы, а кончик изгибался бы вверх. Соэ и тай должны быть чуть-чуть меньше обыкновенной величины, они как бы уравновешивают син. Подобные композиции следует размещать на возвышенном месте — полке или особой подставке для вазы.