Что делать с рекордами?
Перепроизводство картофеля на российском рынке наблюдается на протяжении последних двух лет, с тех пор как власти провозгласили курс на импортозамещение и рост собственного сельскохозяйственного производства. Аграрии получили мощный стимул — государство предоставляло субсидии, льготные кредиты и возмещало часть затрат на капитальное строительство. За год России удалось установить картофельный рекорд последних пятнадцати лет.
Как оказалось, несмотря на достигнутые успехи, российский рынок к такому обильному урожаю оказался не готов. В Минсельхозе отмечают, что Россия столкнулась с его перепроизводством, и это губительно сказывается на уровне цен и доходах аграриев. Излишки рынка при этом оцениваются в 2-3 млн тонн продукции, которую необходимо направить за рубеж.
Населению, которое выращивает картофель в подсобных хозяйствах, приходилось сдавать урожай перекупщикам буквально за бесценок, трудности испытала и коммерция. Остро ощущалась нехватка специализированных картофелехранилищ и мощностей по переработке картофеля. В результате на протяжении последних нескольких лет росли потери урожая. По оценкам Росстата, за последние годы стремительно увеличивались потери урожая.
Несмотря на объемы выделенных бюджетных средств, хранилища строятся и модернизируются медленно. Промышленная переработка картофеля тоже растёт небыстро – рост составляет около 3% в год, хотя именно она могла бы стать тем самым потребителем «излишков», которые образовались в отрасли при должном внимании наших властей. Потребление населением тоже почти не увеличивается, в результате ежегодно становится больше объем товарных запасов.
2016 год стал менее урожайным, хотя объемы валового сбора по-прежнему существенно превышают потребности населения и промышленности. Во многом это связано с менее благоприятными погодными условиями – во многих регионах страны лето сопровождалось обильными осадками. Так, в Ленинградской области погибла треть урожая, а темпы уборки из-за переувлажнения почвы осенью сильно замедлились. Общий объем потерь картофеля Росстат пока не оценил, однако если учитывать затоваренность хранилищ и худшее состояние урожая из-за влажности, можно предположить, что они будут ещё выше.
Ухудшает ситуацию и тот факт, что в 2016 году существенно сократилась география поставок. Сегодня почти 120 тысяч тонн картофеля продается на Украину и ещё 89,21 тыс тонн – в Азербайджан. Доля закупок других стран стала заметно меньше. Если в 2015 году было 22 страны, то в 2016 году только 13 стран, среди которых преимущественно государства СНГ.
Заметно сдерживает наш экспортный потенциал и тот факт, что на внешний рынок удается выйти лишь крупным игрокам рынка, которые благодаря сотрудничеству с торговыми сетями и развитой логистикой итак гораздо легче справляются с переизбытком товара на рынке.
Общее снижение импорта сыграло на руку отечественным производителям. Однако наряду с обычным, рекордно упали и поставки семенного картофеля. При этом доля импортных семян на у производителей достигает 80%, в то время как отечественный семенной картофель востребован среди них гораздо меньше. Как правило, он обладает меньшей урожайностью, быстрее вырождается, а кроме того, картофель, полученный из отечественных семян, в большей степени подвержен болезням и гниению. Почти полное использование импортных семян требуется для картофеля, который затем перерабатывается в чипсы, картофельное пюре, картофель фри или другую продукцию, где присутствует машинная обработка. Сокращение ввоза импортных семян может в будущем только навредить отрасли. В свою очередь, возрождение отечественной селекции, которое провозгласил Минсельхоз, это задача на долгую перспективу.