На Святой неделюшке повесили качелюшки...
«Сначала покачаешься, потом повенчаешься».
Качели были одним из главных развлечений на Руси в течении многих веков. Один из наиболее распространенных вариантов традиционных качелей «Скакухи», «Скакули», «Скакушки». Были распространены у русских, украинцев, белорусов, а также у финно-угорских народов северо-востока России. «Скакухи» — чисто девичье развлечение, во время которого можно было показать всему селу свою ловкость, проворство, да и другие качества. Скакание на доске было сопряжено с выполнением различных фигур, каждая из которых имела свое название, например, «сновать», «ткать», «кроить», «шить», «черепья собирать», «землю мерить», «полотенца дарить». Если кто-то приземлялся мимо доски, это называлось «череп разбила», «корчагу получила», «пену макала». В отличие от других видов качелей, «скакухи» разрешалось устраивать только в короткий промежуток времени между Красной горкой и завершением сева хлебов.
Качели по типу «Виселица» обустраивали в строго отведенном месте: за деревней на холме, на берегу реки. Сиденье качелей могло быть съемным и обычно вмещало одного человека. Очередность устанавливалась в ходе игры: сидящему на качелях бросали под ноги некое подобие мяча, который он должен был пнуть во время качания так, чтобы никто не смог поймать. Кто ловил – усаживался на качели.
«Колесо Фортуны». Такие качели были двух типов – горизонтальные (типа современных «лошадок») и вертикальные (вроде «чертова колеса»). Во избежание конфуза девушки подвязывали ремнем юбку под коленями.
«Круглые» качели. В землю врывали два столба, на высоте человеческого роста закрепляли между ними вал. На концах вала, параллельно земле, прибивали длинные доски, а сами доски на концах соединяли короткими дощечками-сиденьями. На качели усаживалось по два человека с каждой стороны, а в движение устройство «вверх-вниз» приводили два неслабых парня.
Простые Такие качели могли мастерить только парни, которые из кожи вон лезли, чтобы угодить девицам-красавицам. В благодарность девушки одаривали парней яйцами, из которых «строители» жарили яичницу «колотуху», отмечая удачное завершение дела. В землю врывались два трехметровых или пятиметровых столба. Между ними закрепиляли свободно вращающийся «валок» со сквозными отверстиями, куда вставляли две или четыре жерди. Жерди крепят к валу ремнями или железными скобами, а на другом конце жердей установливается сиденье. При желании на сиденье делали перила, чтобы особенно боязливые держались. Для гарантии устойчивости врытые столбы подпереть слегами или досками.
Качели «на козлах» Этот тип похож на предыдущий, только вместо жердей в них используется веревка, и столбы не подпираются досками, а сразу устанавливается некое подобие «козел». Парни готовили строительный материал, а девушки обеспечивали грубыми нитками. Из нитей парни вили веревку: двое натягивали нитки, а третий свивал их и наматывал на «вьюшку» — специальное приспособление для витья веревок. Девушки при этом «убанчивали» веревку, вставляя между нитями яркие тряпочки для украшения. Нарядно получалось!
«Бегунки». На главной площади устанавливали пятиметровый столб, на верхушке которого крепили крестовину на штыре. На свободно вращающуюся крестовину надевали веревки, которые оканчивались петлей или сиденьем. Кататься на таких качелях-каруселях можно было по-разному. Например, схватиться за петлю, бежать-бежать-бежать по кругу, а потом, поддавшись центробежной силе, поджать ноги и катиться. Более «благородный» вариант» — все усаживаются в петли, а кто-то один раскручивает качели при помощи длинной рогатины, тем самым поднимая публику высоко над землей.