Фермеры не могут найти рынки сбыта своей продукции
Представители гостинично-ресторанного бизнеса Новосибирска подняли тему резкого удорожания продуктов для отрасли еще в марте. Фермеры, в свою очередь, говорят о том, что не могут найти рынки сбыта своей продукции. Так, представители ищут качественную замену импорту, сельхозпроизводители — постоянный рынок сбыта.
Председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйство Новосибирской области (АККОН) Алексей Сальников уверен, что продукция новосибирских фермеров могла бы заинтересовать рестораторов. Сейчас большинство мелких производителей не имеют постоянных каналов сбыта — реализуют продукцию через знакомых, социальные сети, поэтому не могут планировать развитие, наращивать объемы, привлекать инвестиции.— Кроме того, их очень стесняют административные барьеры.
Сегодня запрещен подворный убой скота, а стоимость перевозки и взаимодействия с пунктом убоя сведет на нет всю экономику для подворья. В результате поголовье скота в личных подсобных хозяйствах в селах можно пересчитать по пальцам, — поясняет он. — Раньше сепаратор перерабатывал молоко на сливки и масло прямо в доме, а потом все это вывозилось на рынок. Сейчас крестьянин должен построить отдельное сертифицированное помещение по определенным нормативам в 25 метрах от животноводческого блока и разместить сепаратор там. Где люди возьмут на это средства? Пойдут за грантом?
Нет! Они встанут на биржу, получат пособие и будут отходить от сельского хозяйства все дальше.Фермер Наталья Фогель добавляет, что всем сегодня нужен качественный картофель. Чтобы попасть на этот рынок, ее хозяйство прошло сертификацию как производитель органической продукции, готово ее поставлять в рестораны. Но столкнулось с проблемой — необходимо поставлять ассортимент.— У нас запросили линейку салатов, зелени, моркови. Чтобы их производить, нужно менять линию производства, расширять возможности, а значит, возникает вопрос поиска средств для инвестиций, — поясняет предприниматель. — У КФХ недостаточно собственных средств, чтобы перестроить производство.
Для круглогодичной поставки свежей продукции нужно ставить теплицы, нужно помещение для предпродажной подготовки. Если рестораны говорят, что им нужна наша, а не заграничная продукция, готовы ли они вкладывать деньги в производство, чтобы аграрии работали по предзаказам: производить нужное им качество, количество и ассортимент продукции?Этот вопрос, по ее словам, нужно сейчас решать очень оперативно, так как посевная началась и потребитель может уйти за товаром за границу.Директор Центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров «Агентства инвестиционного развития Новосибирской области» Константин Терещенко считает, что если рестораны обеспечат фермеров гарантированным сбытом и ценой, то центр, который он возглавляет, подберет производителей и обеспечит сегмент HoReCa всем необходимым
. При этом он предупреждает, что фермер развозкой заниматься не будет, так как ему нужно работать и производить продукт. В ответ рестораторы поинтересовались, будет ли фиксироваться цена при заключении таких договоров, и отметили, что отрасль (в которую входят и учреждения общепита, и отели, и санатории/базы отдыха) может генерировать большой объем заказов — десятки тысяч тонн в год.По оценке Алексея Сальникова, решить вопрос в интересах всех участников можно путем кооперации.
И такие примеры в регионе уже есть. В Минпромторге области отметили кооператив «Возрождение» из Сузунского района, который является оператором проекта «Фермерский островок», кооператив СППК «Молоко Сибири» из Чулымского района.— Сейчас у нас в кооператив входят 11 участников. У нас есть свои поля, свое молочное и мясное стадо, мы перерабатываем продукцию. Сегодня модернизируем производство и будем выпускать масло, сыры и т. д., то есть то, что необходимо для магазинов и ресторанов. Мы объединились и открыли точку на Центральном рынке Новосибирска, куда поставляем свою продукцию, — поясняет глава КФХ в Чулымском районе Максим Даниличев.
В Минпромторге региона также сообщили, что в ведомстве дорабатывается интернет-площадка — продовольственный портал. Сейчас на нем размещена информация о 469 производителях области, и база постоянно дополняется. В ближайшее время будет запущен телеграм-канал, где станет аккумулироваться информация о продукции местных производителей, а также о потребностях потенциальных заказчиков их продукции. Эта информация будет интересна не только компаниям HoReCa, но и торговым сетям, в том числе крупным.