ЧТО УМЕЛИ ПЛОДОВОДЫ 18 ВЕКА
Сейчас, после изучения сначала советского плодоводства, затем садового искусства 18-19 веков, и затем предельно технологичного промышленного плодоводства нашего времени, я вижу европейское садоводство в ретроспективе. И вот что получается.
Начиная с 16-17 века, расцветя полным цветом в 18-м, а затем впитав новорожденную науку, к середине 19-го века культура управления плодовыми деревьями, и вообще растениями, достигла своего апогея. Почти в каждом районе Европы, особенно Германии, Франции и Голландии были плодоводы, державшие питомники и обучавшие публику «рациональному садоводству» — выведению точных и урожайных древесных форм. Вот таких, как на рисунках великого немецкого плодовода Николая Гоше. Разглядывая их, знайте: каждое мелкое ответвление на всех скелетных ветках – плодушка, созданная по воле садовода.
Работали с такими деревьями каждые 10-15 дней. По желанию создавали части скелета или плодовые органы. И всё это – с учётом апикального и центрального доминирования, скорости роста разных ветвей и перераспределения питания. Все операции делались в основном с ещё не огрубевшими юными побегами. Крона лепилась, как скульптура. Именно о таком мастерстве Гоше говорил, что секатор нужен только лентяям, а для хорошего плодовода лучший инструмент – ноготь большого пальца. Вот это и была Садовая Культура с большой буквы. И её уже не вернуть.
В начале 20 века во всей красе грянул «научный капитализм» с его кредитами, войнами за рынки и борьбой за рентабельность. И формовое плодоводство сразу исчезло. На его место пришли промышленные сады, обрезаемые раз в год – иначе очень дорого. С 1950-х началось пестицидное засилье болезней и вредителей, а также активная развозка оных по всему миру. Кроны стали просто безлидерными, низкими, и везде, где можно, сады стали карликовыми – так удобнее и обрезать, и обрабатывать. У нас до сих пор таких садов большинство.
А Европа, побуждаемая конкуренцией, уже с 70-х вспомнила про форму веретена. Гоше особо рекомендовал её для груш с их ломкими ветками, и для яблок. И появились «плодовые стены». Здесь всё на карликах, но намного проще. Сорта – самые скороплодные: плодят уже на приростах прошлого года. Ветки расположены густо, но постоянно укорачиваются и обновляются. Постарев на четвёртом году жизни, веточка срезается на пенёк, и из него вырастает новая, чтобы снова плодоносить три-четыре года.
Деревья сидят через 70-80 см в ряду. Обрезка – раз в год, для укорота длинных и замены старых веточек, и главное – не давать расти верхам. По междурядью медленно едет трактор, в прицепе – опытные обрезчики с пневмо-секаторами, по трое-четверо с каждой стороны. Проехали – всё обрезано на урожай. Жестоко, но предельно технологично и дёшево. Такие деревья живут и хорошо окупаются по 12-15 лет. Могли бы жить и дальше, но окупаемость снижается.
315316 Вот такая вот ретроспектива! Сказочная романтика мастерства – истинное понимание, любовь и взаимодействие с деревьями на уровне искусства – увы, закончилось в самом начале 20 века. Потом был век бурного развития техники и веры в светлое научное будущее.
А сейчас настал век… знаете какой? Век творчества без границ. Фермеры и промышленники выращивают рентабельность и рыночность. Пермакультурщики и эко-садоводы создают лесо-сады всех типов и образцов. Постоянно изобретаются новые методы и подходы. А нам, соточникам, надо от всех взять всё лучшее. Для нас настал век собственных знаний и умений – о том, как удобнее и радостнее общаться с нашими деревьями именно нам.
Для себя я это вопрос решил: низкие безлидерные чаши, а для груш – широкие веретёна. Что и хочу показать во всех деталях.
Приступаю к новой е-книге по обрезкам и формировкам!
Мой сайт: www.kurdyumov.ru
Ютуб-канал: www.youtube.com/c/николайкурдюмов Инстаграмм: https://www.instagram.com/nik_kurdyumov/