Как цветы превращаются в сорняки
Незабудки и вечерница Матроны
Для меня сорняком является то растение, которое засоряет мой участок (да простят меня за тавтологию). Им могут стать даже вполне культурные растения. Классические сорняки тоже частенько переходят в иную категорию. Граница между которыми условна. Сколько раз в сорняки превращались те декоративные цветы, сеянцы которых я еще недавно трепетно выхаживала и оберегала. Однажды я прочитала в одном из журналов гневное письмо женщины, негодующей по поводу какой-то статьи, в которой были даны рекомендации по истреблению мокрицы. Женщину, написавшую письмо, мокрица спасла от серьезного заболевания (не помню какого). Она была обязана ей жизнью и, конечно, не считала мокрицу сорняком. Таких примеров множество.
Любимые цветы, ставшие сорнякамиЕсли бы кто знал, как сорничает у меня садовая незабудка. Все началось с единственного кустика с нежными голубыми цветочками и пары пакетиков смеси семян с розовой, белой и голубой окраской цветков. Первое время растения не покидали отведенной им территории, потом робко шагнули за ее пределы. Через несколько лет незабудка цвела всюду: в цветниках, на грядках в огороде, под кустами жимолости, смородины и в малине. Она забралась в теплицу и в горшки с комнатными растениями. В прошлом году я вытащила цветущий сеянец из подвесного кашпо с ампельным кактусом. Это нежное растение быстро освоилось на гравийной дорожке, превратив ее в цветущую ленту. Естественно, соседям тоже больше не приходится покупать семена этого цветка.
А что творит коровяк скипетровидный! Он уже начал занимать чужие сады и обочины дорог в нашем поселке. Этот двухметровый гигант умещается даже среди камней рокария. Правда, там его рост уменьшается до пятидесяти сантиметров. По весне многие грядки бывают сплошь усеяны бархатистыми сеянцами того коровяка, который еще недавно считался украшением участка. Я улыбаюсь, когда читаю, что это растение плохо переносит пересадку. У меня продолжают жить, цвести и давать семена даже выдернутые из земли двухлетние коровяки, пролетевшие мимо гумусной кучи во время прополки.
Приходится сдерживать и натиск аспарагуса (спаржи). Он прорастает всюду: в саду, огороде, на дорожках и даже в трещинах забетонированных отмостков. Меня больше не удивляет причудливый вид гумусной кучи, которая в начале лета покрывается зеленым пушком сеянцев аспарагуса. Мы уже привыкли, что вместе с нежными листьями укропа к нам в суп попадают более жесткие побеги спаржи, выросшие на грядке с зеленью. Сорничают и такие растения, как печеночница, калужница, ветреница и некоторые мелколуковичные. Их семена разносятся ветром и муравьями. Уверена, что не мне одной много проблем доставляет колючеплодник (<бешеный огурец), семена которого с треском разлетаются во все стороны. Его многочисленные всходы появляются даже на большом расстоянии от материнского растения. <Огурец> залезает на заборы и деревья. Сорничают пиретрум девичий, кислица рожковая, молочай кипарисовидный, энотера, маргаритка многолетняя, турецкая гвоздика, аквилегия (водосбор), гесперис Матроны (ночная фиалка или вечерница Матроны), рудбекии, садовая лебеда, лютики, некоторые колокольчики и многие другие вполне <приличные> растения.
Захват чужих территорийНекоторые садовые растения быстро захватывают чужие территории. Классический пример — малина. Такое же поведение свойственно и всем видам мяты, серебристой полыни Людовика, пижмы садовой с гофрированными листочками, кануферу (кануперу), лабазнику красному, лесным ландышам, золотарнику канадскому, большинству многолетних астр, вербейнику точечному и очень многим другим культурам. Стоит оставить на несколько лет без присмотра шиповник, хмель или гречиху сахалинскую (горец сахалинский), и свободного места на участке станет намного меньше. Удерживать их приходится постоянно. Даже некоторые с виду слабые растения в благоприятных условиях превращаются в садовых <нахалов>. Настоящим бедствием может оказаться активное разрастание декоративной живучки <Вариегата> с бело-зелеными листьями, пестролистной будры плющевидной с укореняющимися побегами, пестролистной сныти и лютика ползучего с махровыми цветками. У меня живучка ползучая с бронзово-фиолетовыми листьями в последние годы лихо осваивает соседнее пространство, занятое: ирисами. В нашем декоративном бассейне тоже есть свои агрессоры: роголистник и водокрас (лягушечник). Классическим водным сорняком бывает и ряска.
Мне приходится сдерживать рост многих растений посадкой их в заглублённые в землю контейнеры без дна или с большими дренажными отверстиями. Иногда специально для <агрессоров> сооружаю частично вкопанные ограждения, из которых корневищу трудно выбраться.
Сорняк на нужном месте — уже не сорнякНередко мы с какой-то определенной целью разводим те растения, которые в других ситуациях являются стопроцентными сорняками. Особенно много таких среди дикорастущих трав. Если не давать им безудержно размножаться, то они могут стать украшением участка. Чертополох с замусоренного пустыря прекрасно смотрится в рокарии. Хороши в цветниках фиалка полевая, некоторые колокольчики, василек полевой, гвоздика (несколько видов) и вероника длиннолистная. Нравятся мне и такие почвопокровные, как будра плющевидная, лесная живучка, копытень европейский, вероника дубравная и многие другие. Хочется считать <условными сорняками> и многие лекарственные растения. Например, хвощ полевой, пижму обыкновенную, спорыш, хвощ, лопух большой, валериану лекарственную, тысячелистник, мать-и-мачеху, зверобой продырявленный, полынь горькую, мыльнянку лекарственную, чистотел и даже крапиву с одуванчиком.
Мхи и лишайники тоже хороши на своем месте. Не на газонах или садовых деревьях, а, например, в рокариях. Прекрасно смотрятся камни со следами лишайника или поросшие мхом. Уместен под хвойными и мягкий ковер изо мха, который совсем не хочется убирать.