Кто рисует портреты растений
Есть на свете красивая профессия — художник научной ботанической иллюстрации. Многие не понимают нужность этой профессии, когда произошел такой технический прорыв, когда можно сфотографировать все, что угодно. Но нет, пока еще не придумано более совершенного инструмента, чем рука и глаз художника.
Многие гербарные листы представлены в хранилищах в единичных экземплярах, так как самих растений, увы, уже больше нет в природе, и когда-то прекрасное растение теперь существует только в описаниях ботаников, иногда на картинках в старых книгах.
Гербарный материал стареет и разрушается от времени. И художникам приходится из плоского, засушенного растения делать объемную, цветную реконструкцию, восстанавливать утраченные части растений, на что фотография при всем ее качестве не способна.
В 16 веке Йорис Хефнагель написал цветы и растения с ботанической точностью, эти рисунки долгое время никто не мог превзойти.
Изображения растений с древних времен украшают страницы старинных рукописей и книг. И не только как декоративные заставки. По дошедшим до нас иллюстрациям видно, что первыми удостоились отображения лекарственные и сельскохозяйственные растения. Небывалого расцвета искусство научной иллюстрации достигло в XVII веке. Многие крупные художники работали в этой области: П. Рубенс, А. Дюрер, Ж. Калло и др. Они впервые показали, что каждое растение, даже если это ничем не приметная травка, совершенно по своему строению и очень красиво. Возникновение науки ботаники и стремление художников передать точнейший облик растения привели к появлению такого жанра искусства как «научная ботаническая иллюстрация».
Интересно, что основные приемы и техника рисунка не претерпели в веках коренных изменений. Как и раньше, в рисунке важна не только научная точность изображения растения, но и красивая композиция в листе, общая эстетика рисунка, а главное — узнаваемый, точный «портрет» растения.