ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: КТО РАБ, А КТО ГОСПОДИН
Тема взаимоотношений человека и природы — одна из ключевых в философской и научной мысли. Причем разброс мнений о характере отношений «человек — природа» весьма широкий. Одни мыслители и ученые утверждали (и утверждают), что в этих отношениях человек выступает в качестве властителя, хозяина природы, а другие, наоборот, полагают, что человек находится в сильной (буквально рабской) зависимости от природы.
Так кто же прав? Кто есть раб, а кто господин? Размышляя на тему законов в своей работе «Наука закона» святитель Николай Сербский говорит, что положение человека по отношению к природе напрямую зависит от его (человека) отношения к Богу.
Создавая мир и человека, Бог поставил человека над природой, сделал его хозяином, господином природы: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Господствующее положение человека по отношению к природе также вытекает из следующего наставления Бога человеку: «И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Наконец, об этом же свидетельствует повеление Бога человеку наречь имена всем тварям (Быт. 2:19-20). Бог торжественно вручил первозданному Адаму право власти как «великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог, и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воли Божией.<…> Ему поручено было также хранить рай (Быт. 2:15) не столько от тварей, подчиненных ему, сколько от собственного своего невоздержания», — замечает святитель Филарет Московский (Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. М.: Русскiй Хронографъ, 2004. С. 53, 75).
Согласно библейско-святоотеческому учению, первозданный Адам получил в дар от Творца царственное достоинство (Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. СПб.: АХIОМА, 1995. С. 13-21). Священник Олег Мумриков в статье «Христианство и экологический кризис: православный взгляд на проблему» пишет: «Он (первозданный Адам — В.К.) несет ответственность перед Богом за весь Космос, является единым и в то же время духовно-материальным существом, соединяющим в себе все творение».
Увы, первые люди не оправдали высокого доверия Бога, после первого грехопадения (нарушение запрета на вкушение плодов с древа познания добра и зла) они были изгнаны за пределы рая. Это самым радикальным образом поменяло положение человека по отношению к природному миру. Люди захотели стать «как боги» (Быт. 3:5), а в результате получили проклятие земли: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17-19).
В послании Апостола Павла к римлянам мы читаем о том, что страданиям подвергся и сам человек, и всякая тварь, которая под ним находилась: «Потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:20-23).
А вот как образно описал святитель Николай Сербский жалкую судьбу изгнанного из рая человека, его превращение из хозяина в раба природы: «Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться зеленью полевой, желая иногда наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи (Лк. 15:16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере» («Наука закона», глава VII «Истина и ее символы»).
Онтологическая взаимосвязь духовного состояния человека и состояния земной природы была показана и осмыслена в традиции святоотеческого богословия Владимиром Николаевичем Лосским (1903-1958). Согласно Божественному замыслу, высшая в иерархическом отношении часть первозданного человека — дух — должен был жить исключительно Богом, душа — духом, физическое тело — душой. Но в результате грехопадения прародителей и неправильного расположения ума, чувств и воли у современных людей «дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными <…> Душа, в свою очередь, становится паразитом тела — поднимаются страсти. И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, <…> и так обретает смерть» (Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. С. 253).
По словам Лосского, человек ответственен за мир именно потому, что он есть то слово, тот логос, в котором мир может высказываться, и «только от нас зависит — богохульствует он или молится» (указ. соч. С. 242).
Отношения между падшим человеком и природой приобретают характер самой настоящей войны, человек хочет «покорить природу». Посылая человека в космос или перекрывая Енисей, ему кажется, что он, наконец, сумел выиграть эту войну. Но это самообман, иллюзия. Срабатывает эффект бумеранга, который в современных условиях принято называть «экологическим кризисом» и который способен принести человечеству множество неприятностей или даже уничтожить его. На это обращается внимание в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви:«Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души» (Разд. 13:5).
Святитель Николай Сербский пишет в «Науке закона» о том, что по мере того как человек отпадал от Бога, он потерю Духа пытался компенсировать приобретением контроля над материальной природой. Человек в силу образовавшейся слепоты подменил сущность (солнце Духа) формой (тени, символы материального, природного мира): «Но лишь только у прародителей после отпадения от Бога телесные помышления стали преобладать над духовными, солнце Духа для них скрылось за темными тучами, и они оказались в царстве смертных и сиюминутных символов, в царстве изменений, беспокойства и смерти. Форма заслонила сущность, явление затемнило смысл, видимое встало пред невидимым; картины заслонили Художника, за многими песнями невозможно стало услышать Поэта».
Следствием такой подмены стало полное забвение закона духовного и фанатичное увлечение законами физическими, природными: «Закон духовный был забыт, и его место в разуме человеческом заняли придуманные законы физические, или законы природы, естественные законы».
Забыв Бога, человек стал идолопоклонником, в качестве идола стала выступать природа: «Однако взоры людские всё больше уставали смотреть с арены тени, где пал Адам, вверх, на духовную сущность. И постепенно, охваченный усталостью и замешательством, замешательством от путаницы истины с символами истины, человек, наконец, в страхе стал поклоняться природе как божеству. Как только из его духовного поля зрения выпал истинный и единственный Бог, он вынужден был наполнить пустоту, и сделал это таким образом, что природу — то есть творение Божие — обожествил и стал почитать вместо Бога».
Итак, современный человек имеет безграничную веру в природу, ей он поклоняется, он ее раб. Развивая свои знания в области естественных наук, он становится жертвой самообмана: ему кажется, что он постигает истину. На самом деле он все более погружается в тень и удаляется от истины: „Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины“ (глава VII „Истина и ее символы“).
Признаюсь, что тема „Человек и природа“ для меня является далеко не новой. И кандидатская, и докторская диссертации у меня были по экономическим проблемам охраны окружающей среды. Мною были прочитаны на русском и иностранных языках сотни книг и статей по вопросам экологии и природопользования. Но, увы, многознание пониманию проблемы не помогало, общая картина не выстраивалась. А потому, что в мысленной конструкции не было третьего и самого главного элемента — Бога.
Но все сложные и, на первый взгляд, запутанные вопросы по теме „Человек и природы“ мне стали понятны лишь после того, когда я прочитал в Евангелии следующие слова: „Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20). Похожие слова имеются также в другом месте Нового Завета: «Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк.11:22-24).
Многие святые высказывались по поводу этих замечательных строк Евангелия. Вот, например, святитель Иоанн Златоуст: «Скажешь, где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Ибо не столько нужно силы, чтобы передвинуть гору, сколько — чтобы выгнать из тела смерть. Между прочим, повествуют, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Поэтому очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но не было тогда нужды. А, может быть, это и случилось, но нигде не упоминается, ибо не все чудеса описаны. Подивись здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, что не скрыли своей слабости, силе духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, в короткое время Господь так возвысил, что потекли в них реки и источники веры».
А вот и фрагмент из жития преподобного отца нашего Марка Афинского (ок. 270-400), имеющий отношение к обсуждаемой нами теме:
«Потом он спросил меня:
???- Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: „Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Мф.17:20).
??? В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:
???- Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!
??? Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:
???- Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?
???- Нет, отче, — отвечал я.
??? Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:
???- Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!"
Впору и нам заплакать, ибо слова преподобного Марка Афинского относятся к нам с вами.
tsargrad.tv/articles/chelovek-i-priroda-kto-rab-a-kto-gospodin_69281