Цветы на полотнах художников
Не будь цветов, бесконечно обеднело бы декоративно-прикладное искусство. А такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Жостово, вообще бы не существовали. Однако длительное время живописцы отказывались точно изображать строение цветка. Предпочтения художники отдавали стилю и ярким краскам.
В конце 19 столетия в живопись пришло иное понимание натюрморта. Левитан, Коровин, Грабарь, Жуковский старались объединить в своих работах два жанра – натюрморт и пейзаж. Они располагали корзины с цветами и букеты на подоконнике, террасе, столе. Одним из основоположников европейского цветочного натюрморта считается Ян Брейгель «Бархатный» (1568–1625), живший в Южных Нидерландах. Позднее, особенно со второй половины прошлого столетия, многие живописцы все чаще обращаются к этому виду натюрморта. Ведь цветы дают возможность выразить всю сложность внутреннего состояния — спокойную созерцательность и философские раздумья, светлую грусть и бурную радость.
Художник изображает цветы, а те рассказывают о художнике, его характере, отношении к жизни, людям, себе самому. Цветы — великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. Далеко не все отдают предпочтение роскошным розам, пышным пионам и георгинам, изысканным гладиолусам. И. Шишкин, И. Левитан, Е. Поленова чаще всего изображали скромные лесные и полевые цветы – васильки, ромашки, одуванчики. О магии цветов говорил В. Фаворский: «… рассмотрим цветок, простой цветок с серединой, с лепестками. Мощь его можно почувствовать, если всю поверхность покрыть цветочными лицами или глазами! Как их назвать – не знаешь, а все-таки они смотрят и имеют глубину, как лицо». Недаром поэты сравнивают с цветами облик любимого человека чертополох, зонтики сныть-травы.
Грабарь «Дельфиниумы»
К. Коровин «Сирень»
И. Левитан, натюрморт с бессмертниками
А. Дейнеки («Гладиолусы с рябиной»)