Погадаем ? )
Гадания об урожае тесно связаны с приметами, основным объектом наблюдения которых является погода, влияющая на жизнь растений. Новогодние приметы (мороз, иней, снежный покров и т.п.) строились на основе многолетних наблюдений крестьянина над зависимостью урожая не только от лета, но и от зимней погоды.
Основные вопросы гаданий об урожае — хорошо ли уродится хлеб; какая из зерновых и огородных культур даст лучший урожай в новом году, и что, следовательно, нужно сеять больше; какие сроки для посева более удачны; кому из домочадцев следует начинать сев. Большее количество гаданий об урожае производилось во время Святок, начинающих новый цикл солнечного календаря.
В рождественский сочельник под скатерть, которой накрывался праздничный стол, клали сено или солому — в память о яслях младенца Христа. Ровно в полночь вытягивали соломинку: длинная — год будет удачным, урожайным, короткая — неурожай.
В дом приносят охапку сена или пшеничный сноп. Гадающий зубами вытягивает соломинку либо травинку. Полный колос с зерном обещает богатый урожай на пшеницу, длинная же травинка говорит о хорошем сенокосе будущим летом.
Хотите узнать, какая будет погода в каждом месяце следующего года? Разрежьте луковицу на двенадцать долек. Каждая долька — один месяц, от января до декабря. Теперь посыпьте дольки солью и оставьте на ночь. Утром посмотрите внимательно, на какой дольке соль намокла, а на какой — нет. Так и определите, какие месяцы нового года будут дождливыми или снежными, а какие — сухими.
Гадание на угольках об урожае. Берутся тлеющие угольки, каждый уголек означает какую-нибудь культуру: пшеницу, рожь, овес, и какой уголек раньше сгорал, тот и указывал на самый урожайный злак в будущем году.
В канун Нового года пекут каравай хлеба и взвешивают его. На ночь хлеб кладут к образам. Утром каравай снова взвешивают и судят: если вес не изменился, год будет таким же (урожайным либо голодным), как и прошедший; хлеб в этом случае дарят гостям. Если вес хлеба прибавился, урожай в наступающем году будет богатым; каравай съедает сама семья. Если же вес станет меньше, чем накануне, значит, следует ожидать неурожай на пшеницу и овощи; хлеб следует отдавать скотине, чтобы та не была голодной во время бескормицы.
Если в Святки крестьянина в основном волновал принципиальный вопрос: будет ли урожайным год, то в весенний период он задавался более конкретными проблемами. Так, в Средокрестие, означающее середину Великого Поста и одновременно осмысляемое в народном сознании как один из календарных рубежей, связанный с приближением посевных работ, гадали на «лучшую руку», «счастливую руку», то есть о том, кому следует начинать сев, чтобы урожай был больше. В Благовещение, непосредственно предшествующее периоду посева, крестьяне гадали о более удачном сроке для начала работы. Так, в Сибири в этот праздник взвешивали три первых яйца, снесенных молодой курицей; больший вес первого яйца указывал, что лучше для урожая сеять в «первый» посев (в конце апреля до 1 мая); если тяжелее второе яйцо, следует сеять с середины посевного времени (с Николы Вешнего), а если третье самое тяжелое — начинать посев нужно в последние сроки, то есть с 15-20 мая. Аналогичное гадание у ангарцев было по толщине молоки у щуки первого лова.
Использовавшиеся в гаданиях на урожай предметы (зерно, найденное под столом; средокрестный печеный крест) берегли до первого сева как обладающие продуцирующей силой и клали в севалку с семенами или употребляли в качестве обрядовой пищи, когда начинали засевать поле.