Реальный земельный налог платит менее 30% землевладельцев
Виктор Хлыстун, академик РАН, профессор кафедры Государственного университета по землеустройству в рамках своего выступления в ходе XXXIV Съезда АККОР с докладом «Доктрина земельной политики Российской Федерации», рассмотрел и проанализировал серьезную проблему, которая существует на сегодняшний день в России — вопрос государственного контроля, учёта, продажи и предоставлении в аренду земельных участков.
Фото:glavagronom.ruВиктор Хлыстун, академик РАН, профессор кафедры Государственного университета по землеустройству
По словам эксперта, все проблемы, связанные с землепользованием, можно было решить уже давно. В частности, создать хорошую законодательную базу, справедливую систему распределения и перераспределения земли, систему государственного регулирования земельных отношений, которые «работают не только кнутом, но и пряником».
«По идее мы должны были увидеть сегодня ситуацию, когда доступ к земле достаточен и он выстраивается не на основе чьей-либо прихоти, а на основе государственных интересов и возможностей сельхозтоваропроизводителей».Виктор Хлыстун - академик РАН
Сегодняшние реалии землепользованияЛимитировать проблемы только сельскохозяйственным землепользованием из общей проблемы земельных отношений – невозможно, считает эксперт. Все проблемы тесно взаимосвязаны между собой. Именно поэтому необходимо решать земельную проблему в целом, делая упор, прежде всего, на интересы агропромышленного комплекса.
«Аморфность» системы управления«Кто сегодня отвечает за состояние земли? Кто сегодня обладает всем необходимым набором функций и полномочий, чтобы осуществлять активное влияние на процессы распределения и использования охраны земли?», — задаётся вопросом Виктор Хлыстун, «Мы насчитали 11 министерств и ведомств, которые занимаются отдельными вопросами, при этом (между ними — прим.ред.) нет должной координации».
Ученый напомнил «страшные, тяжелые 90-е годы», но даже тогда функционировал единый государственный орган управления земельными ресурсами – Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, который вел кадастровый учет, занимался выделением земли, способствовал предоставлению кредитов на приобретение земельных участков. То есть это был орган, активно влияющий на все процессы и принимающий абсолютно все решения, связанные с землей.
«Сегодня, если мы посмотрим на срез муниципального района, то увидим что здесь и росимущество, и росреестр, и минсельхоз, и минприроды и так далее. И каждый пытается со своей точки зрения посмотреть на существующие проблемы».Виктор Хлыстун - академик РАН
Государственный контроль сельхозземель осуществляется многочисленными госорганами, а должен выполняться исключительно ФГБУ «Россельхознадзором», у которого достаточно полномочий для выполнения данной работы, считает специалист.
«Мы сталкиваемся с ситуациями, когда в одно и то же хозяйство по очереди приезжают контроллеры из отдельных структур».«Земельная» реформа в подвешенном состоянииОдной из причин незавершённости «земельной» реформы эксперт назвал проблемы с установлением границ территорий.
«На сегодняшний день не установлено более 50% границ территорий субъектов РФ (муниципальных районов), не разграничены земли на частном, государственном, муниципальном праве».Виктор Хлыстун - академик РАН
Эксперт назвал права на земли, с незакреплёнными законодательно границами, отсутствующими в госреестре сведениями, «зыбкими».
«До сегодняшнего дня почти 60% земельных участков всех категорий не поставлены на кадастровый учет. Они даже не зарегистрированы должным образом», — сетует специалист.Виктор Хлыстун напомнил, что в начале нулевых годов Минэкономики провозгласило принцип заявительной постановки на кадастровый учет: «хочу поставлю – хочу не поставлю». Что в результате получили? Реальный земельный налог платит менее 30% правообладателей.
«Мы провели сейчас очередной пул кадастровой оценки земли и сейчас наверняка вы ждете, а что произойдет? Потому что реальная средняя кадастровая стоимость существенно повысилась по результатам последней оценки. И хотя налог на землю сельскохозяйственного назначения относительно невысок 0,7%, но тем не менее набегают очень большие суммы. И возникает вопрос «А что делать нам?». Или увеличивать налоги, потому что они «подпитывают» местные бюджеты или расширять налогооблагаемую базу».Виктор Хлыстун - академик РАН
Специалист задался вопросом, не правильнее ли поставить на кадастровый учет абсолютно все земельные участки всех категорий земли, обязать своевременно выплачивать налоги?
«По нашим расчетам сегодня местные бюджеты только земельного налога и налога на другие объекты недвижимости недополучают около 1 трлн рублей. А эти деньги могли бы быть направлены на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры, на поддержание сельских населенных пунктов. Таких денег не хватает».Виктор Хлыстун - академик РАН
Специалист видит необходимость запуска механизма прогнозирования на ближайшие 5-10 лет, в частности, как будет развиваться распределение земли, что будет с качеством земельных участков, а оно, по заверению эксперта, постоянно ухудшается. Без прогнозирования невозможно спланировать все виды хозяйственной деятельности.
Следующим важным этапом является проведение инвентаризации всего земельного фонда страны для получения абсолютно точных сведений о каждом земельном участке. 2 февраля председатель Правительства РФ подписал постановление, утверждающее правила ведения государственного реестра сельхозземель. В ближайшем будущем важно восстановить кадастр на сельскохозяйственные земли с необходимым объемом данных. Информация, содержащаяся сегодня в реестре, отличается «ограниченным минимумом показателей, на основе которых невозможно принимать управленческие решения».
«Хорошее решение (утвержденные правила — прим.ред.). Однако когда читаешь этот документ, то на самом деле оказывается (пока данный вопрос остается открытым), что на самом деле сведения должны представлять сами правообладатели, т.е. те, кто использует земельные участки. А значит они должны заказать почвенные, геоботанические, хозяйственные обследования, а это большие затраты».Виктор Хлыстун - академик РАН
Виктор Хлыстун обратил внимание на положительный опыт СССР в этом направлении: все, что связано с ведением кадастра, в том числе проведение землеустройстроительных работ, принимало на себя государство. Все мероприятия по борьбе с эрозией: водной, ветровой, опустыниванием находились в плоскости ответственности государства. И сейчас необходимо вернуть данный опыт Советского Союза.
По словам спикера, все землеустроительные работы должны регулироваться соответствующими государственными структурами, которых на сегодняшний день в России нет.До 1999 года в стране существовала система проектных институтов по землеустройству «Гипрозем», которые вели почвенные, геоботанические обследования, составляли проекты хозяйственных и межхозяйственных землеустройств, выполняли для сельхозпредприятий весь необходимый комплекс работ. Но их успешно разрушили, полностью ликвидировав.
Какую позицию заняло государство в части сохранения земельного потенциала страны?В реальности ситуация с землепользованием в России сложнее, чем может показаться,.к примеру, впервые в истории на европейской территории нашей страны в Прикаспийской зоне появилась песчаная пустыня, границы которой очень быстро увеличиваются.
Если не начать действовать – огромный черноземный потенциал страны будет потерян.
«Что мы с позиции государства сегодня предпринимаем, чтобы остановить эти процессы? Иногда робко об этом говорим, но не более того. А должна быть жесткая система».Виктор Хлыстун - академик РАН
Виктор Хлыстун опять обратил внимание на опыт прошлых лет. Ранее в России действовал документ «Генеральная схема использования земельных ресурсов», где были прописаны прогнозные показатели состояния земельных ресурсов на ближайшие несколько лет, а также описывался точный алгоритм действий регионов по нивелированию негативных последствий для почвы.В частности, на основе этой схемы осуществлялась высадка древесных насаждений, создание лесополос, организовывалась система водохозяйственных структур, регулирующих водостоки и отвечающих за обеспечение водоснабжения, защиту почв от эрозийных процессов. А сегодня о данном алгоритме работы по защите сельскохозяйственных земель власти забыли.
В каких направлениях будет развиваться соотношение форм собственности на землеНа сегодняшний день 33% сельхозземель находятся в частной собственности, около 66% — в муниципальной и государственной. По словам эксперта, необходимо четко понимать, как выстраивать работу с земельным банком в России дальше. Если государство полностью устраивает такое процентное соотношение частной и государственной собственности, то дальнейшая деятельность контролирующих, научных организаций будет вестись в рамках уже имеющейся структуры.
эксперт не исключил разные «сценарии» развития «земельного» вопроса: либо власти примут решение какую-то часть земли национализировать в интересах государства, либо наоборот передадут государственную землю сельхозтоваропроизводителям, которые способны ее эффективно использовать.В «Земельной реформе» необходимо прописать вопрос аренды земли, считает эксперт. На сегодняшний день преобладающим является срок аренды до трех лет. Но при этом львиная доля арендаторов оформляет землю на срок до одного года и основной причиной такой «мини»-аренды специалист назвал отсутствие необходимости арендатору регистрировать договор аренды.
«Давайте по-честному – это хорошая почва для коррупции. Сельхозпроизводитель, который является арендатором, с определенной периодичностью должен идти на поклон, участвовать в конкурсах, которые не всегда легитимны, и совершенно не представлять себе перспективы будущего».Виктор Хлыстун - академик РАН
Не видит он и заинтересованности финансово вкладываться в улучшение качества почвы, повышение ее плодородия и у фермера, который оформил трехлетнюю аренду на землю. Фактически здесь будет работать принцип «выжать по-максимуму» и ничего взамен не вложить.
«Какое у нас должно быть отношение к этому? Именно по этой причине позиция должна быть совершенно четкая. И не следует забывать о зональном севообороте. В частности, в средней зоне севооборот составляет 7 лет. Поэтому важно установить минимальный срок аренды для аграриев, который, к примеру, не должен быть не ниже основного севооборота, то есть не ниже семи лет. И не надо будет ходить и кланяться».Виктор Хлыстун - академик РАН
Еще одну проблему эксперт видит в открытости и публичности сделок, которые происходят на земельном рынке.
«Вы не найдете информацию о том, что некое муниципальное учреждение планирует в 2023-2024 году выставить на продажу или аренду участки, чтобы вы могли к этому подготовиться. Вы не найдете информации о том, что прошли торги, кто приобрел земельные участки, на каких условиях, справедливой ли была продажа. Данной информации просто нигде нет. И именно отсутствие информированности порождает страшную коррупцию на уровне муниципальных организаций. Можно ли это изменить? Несомненно, создав четкую систему публичности последовательности действий».Виктор Хлыстун - академик РАН
«В России должно быть разумное соотношение крупного, среднего и малого бизнеса»Специалист назвал проблему сверхкрупных латифундистов «самой жесткой», с которой сейчас сталкиваются эксперты.
«С одной стороны крупные землевладения обладают огромным потенциалом научно-технического прогресса и это позитивно, но есть и обратная сторона медали, когда развитие латифундистов убивает конкуренцию, уничтожает малый и средний бизнес и таким образом разрушает нормальную экономическую структуру».Виктор Хлыстун - академик РАН
«В России должно быть разумное соотношение крупного, среднего и малого бизнеса. Сверхкрупного бизнеса быть вообще не должно», — считает эксперт.В частности, на сегодняшний день в России два латифундиста с общим земельным банком в более чем 1 млн га. Поэтому важно выработать механизм жесткого законодательно установленного максимального лимита по общей площади земельных участков, которые могут находится в собственности у физического или юридического лица.
Подытоживая свое выступление, Виктор Хлыстун отметил, что на сегодняшний день важно разработать документ, который определяет сущность, содержание, направление развития земельной политики государства. На данный момент даже похожего документа в Российской Федерации нет.Академик РАН предложил вышестоящему руководству государства принять Доктрину земельной политики РФ и в рамках этого документа дать ответы на те вопросы, о которых эксперт говорил в своем докладе. У сельхозпроизводителей должны быть четкие ориентиры, в соответствии с которыми будет выстраиваться система государственного регулирования земельных отношений.