Грязные секреты овощебаз
На собеседовании на вакансию укладчицы овощебазы на юго-востоке столицы у меня требуют медкнижку, которой, понятное дело, нет. Операция близка к провалу, как вдруг строгая Галина П., начальник отдела кадров, «догадывается»: «Так у тебя денег на неё нет? Хорошо, в ближайший месяц работай без книжки. Зарплату получишь — сделаешь».
Упакованные овощи в три-четыре раза дороже обычных!
В мой первый рабочий день Галины не оказалось на месте. О моём выходе на работу тоже никто не слышал. Но через пару минут поверили мне на слово и пропустили в цех, даже не узнав моего имени. Получается, доступ к овощам может получить любой человек с улицы?!
Главный лозунг «моей» базы — свежие и натуральные фермерские продукты. Все эти овощи и фрукты фасуют по маленьким контейнерам и заматывают пищевой плёнкой. Наверняка вы видели уже упакованные помидоры или огурцы в магазинах? Это именно они! «И что, действительно всё это сами выращиваете? Где?» — обращаюсь я к своей напарнице Татьяне, увидев «фермерские» бананы, виноград с этикеткой «Сделано в Чили», марокканские помидоры, черешню в коробке с турецкими надписями и азербайджанский виноград. «Ну, они, может, и фермерские, кто ж их знает! Документов на них мы не видим. Да какая разница, где их берут, сказали тебе, заворачивай, значит, заворачивай и не думай».
За «заворачивание» платят 1700 рублей в смену, которая длится 12 часов — с 5 вечера до 5 утра при температуре +4 градуса.
К концу смены моя напарница разговорилась: «У нашей фирмы действительно есть своя ферма, правда, молочная. Молоко отменное! В какой-то момент это поняли и покупатели, начали звонить, приходило очень много заказов, — начала мне объяснять происходящее Татьяна. — Начальство быстро поняло, что всё «фермерское» идёт быстро в ход, тем более многие покупатели стали уже постоянными. Нашли перекупщиков — берём у них овощи и клеим свою этикетку. Теперь уже пошла и тяжёлая артиллерия — мясо. Тоже якобы фермерское».
Переплатить за неликвидЕдинственное тёплое место на базе — столовая в тёмном, полузаброшенном депо. Там можно не только погреться, но и поучаствовать в разговорах. Например, узнать, что цены за «фермерские» овощи и фрукты накручены в четыре раза.
В упаковки к хорошим плодам велено подкладывать и неликвид. «А что с этим помидором делать?» — спрашиваю я у Татьяны, указывая на чёрную гнилую дырку в нём. «Положи на подложку так, чтобы гнильцу не было видно, и заворачивай, плёнка крепкая, до покупки вряд ли кто-то что-то заметит, тем более томаты раскупаются быстрее всего. А нам лучше списывать как можно меньше — премию накинут». Это же происходит и со свежей зеленью. В пучок зелени вполне может пойти сухой на стеблях лук: есть его нельзя, только выкидывать. Не церемонятся и с яблоками: скол — клади, чтобы его не было видно, подгнило — то же самое. Работаем без перчаток и фартуков, раскладываем овощи грязными руками.
«Захочешь есть — возьми яблоко или грушу, только срежь кожуру», — посоветовала мне Татьяна. «А срезать-то зачем? Я никогда это не делаю». Мой ответ рассмешил всех сотрудников овощебазы: выяснилось, что те, кто работает с плодами, только так и делают. «Не бережёшь здоровье! — упрекнула меня «коллега». — Ты думаешь, почему они месяцами могут лежать, и ничего? Их обрабатывают воском и кислотой. Водой этот коктейль не смоешь». Здесь же я узнала, что виноград летит вместе со специальными таблетками в коробке, они выделяют сернистый газ, работающий как антисептик. А цитрусовые, как и яблоки, обрабатывают воском или противогрибковыми веществами.