Как приучить детей к ленивому земледелию?
Все хотят жить в прекрасной стране, употреблять экологически чистую еду, дышать свежим воздухом.
Для одних – это пассивная мечта, а для других – движущая сила, которая побуждает к действиям. И именно они, своими собственными руками уже выращивают высокие урожаи без химических удобрений и химических средств защиты растений – это члены Клуба Органического Земледелия. Когда я впервые узнала о результатах их работы, то была поражена тем фактом, что это может сделать каждый – необходимы желание и крупица знаний.
И знания, и опыт можно позаимствовать в Клубе Органического Земледелия. Сразу всё не применишь, но основы нужно принять во внимание и испытать.
Начала с того, что землю на даче обрабатывала только плоскорезом Фокина, чем сильно удивила соседей. А когда принялась делать грядки по всему полю, – в разных местах, где мне было нужно, то посыпались насмешливые фразочки: «Какой это будет урожай, когда не пашут, сеют между сорняков, закрывают междурядья сорняками?». «Время покажет», – думала я.
Использовала мульчирование на грядках клубники, капусты, когда садила помидоры. Томаты садили в большую жару, казалось, что это – пустое дело. Однако, хорошо замульчировав грядки, и обработав их раствором “Сияние-2” (в соотношении 1:1000), вечером мы вернулись в город.
А через неделю нас встречали помидоры, которые стояли будто „дубочки” – и выстояли же!
Для борьбы с болезнями и вредителями использовала Актофит и Микосан согласно инструкции – и была очень довольна. Так же садила растения, которые отпугивают вредителей: бархатцы, ноготки, полынь, крапиву, чистотел. Мой огород, в августе месяце, превратился в цветник, посреди которого на опорах красовались помидоры. Они, после обработки Микосаном и подкормки Биовитом, а также компостом на “Сиянии”, давали урожаи ещё и в октябре.
Ярко зеленели на замульчированых грядках морковь и красавица капуста, не смотря на жару. Там, где была голая земля – всё повяло. Вот такие результаты. В целом, осенью, урожаем была довольна.
Рассказала об этом своим ученикам (я в школе преподаю Всё начинается с малогобиологию), коллегам… Некоторых это заинтересовало. Изложение основ естественных наук тесно связано с формированием экологического мышления, воспитанием любви к природе и чувства ответственности за всё живое на земле. Однако, моих собственных результатов и рассказов казалось мало. Возникла необходимость в практической деятельности.
Пока ребёнок сам не ощутит радость от общения с природой, не получит собственных успехов – теория остаётся теорией. Итак, зёрна любви к Земле, природе необходимо сеять с раннего детства в семье и в школе. Крайне необходимо заинтересовать их, ведь дети – наше будущее, и они будут заботиться о нашей Планете.
Но где в городе, среди асфальта, увидишь огород? Его нет, но вместо него есть цветник! Это – не просто цветник, а цветочный городок. И хотя у нас мало изысканных и экзотических цветов, но растут наши, украинские, которые можно встретить во многих садах и на городских клумбах. Всё начинается с малогоКаждое растение окружено вниманием и любовью и с благодарностью дарит нам буйное цветение, невероятно тонкие и приятные ароматы.
Цветёт наш цветник с ранней весны и до морозов. У каждого есть любимые – в целом их почти 100 сортов. Ученики – члены кружка “Ирида”, просто желающие – часто работают на клумбах, будто труженицы-пчёлки. Они с большим удовольствием ухаживают за ними. Работать в цветниках доверяю не каждому, только тем, кто вкладывает в свой труд душу. А как они гордятся результатами своей работы, как восторженно рассказывают о своих «воспитанниках»!
Именно цветник стал местом, где решили применить технологии органического земледелия, чем спасли ирисы, которых у нас 35 сортов, декоративные низкорослые хризантемы – 10 сортов, астры многолетники (мороз) – 9 сортов, и много других.
В качестве мульчи были: Всё начинается с малого тырса, измельчённые дикорастущие растения, прошлогодняя листва. Во времена засушливого лета и отсутствия воды для полива, эта мульча дала возможность выжить многим растениям, которые были ею защищены.
На клумбах у нас растёт биозащита от болезней растений и вредителей – лук шнитт, лук многоэтажный, репчатый, чеснок, ноготки, бархатцы. Защищает растения обработка растворами Актофита и Микосана, особенно это нужно ирисам и лилиям, которые обрабатывали раствором «Сияние-2» в соотношении 1:1000 (или 1 ст. л. на ведро воды). Также использовали настой чеснока (3 растолчённых зубочка чеснока на ведро воды), шелуха лука (200 г варили в 2-х л воды, а потом разводили до 10 л). Это дало хорошие результаты (и на розах в том числе).
Для подкормки растений использовали Биовит (согласно инструкции) и биогумус – продукт переработки калифорнийского червяка. Вермикультурой занимаемся 3 года. Остатки растений, бумагу, картон, смочив водой, складываем в яму, помещаем туда калифорнийского червяка, потом ещё добавляем органику, а во время засухи, поливаем водой. На зиму – обязательно накрываем плёнкой, а потом засыпаем листвой. На следующий год выгребаем содержимое ямы и просеиваем его и в результате получаем хороший гумус. Всё начинается с малогоБлагодаря этому гумусу наши цветники цветут роскошно и ярко.
Таким же образом червяков помещаем в новую яму. Однако необходимо защитить их от мышей и кротов. Мы бросаем в яму листву деревьев и стеблей бархатцев, хризантем, бросаем измельчённый горький перец… и, возможно благодаря этому, спасаем наших червяков.
В нашей школе количество приверженцев органического земледелия возрастает. Многие из учеников используют ЭМ-препараты для выращивания растений на подоконниках и балконах.
В.И.Новосадучитель биологии СШ № 264г.Киев