Войти Зарегистрироваться Поиск
КонкурсыСад и огородЦветоводствоДелимся опытомНовостиДача, дом, участокМагазин садоводаИгра-обменБолталкаСтатьиПрочееЭто интересноЖивотные на дачеПоздравления по любому поводуПольза растенийПолезная литератураПомогите опознать и другие вопросы

Овощи, фрукты и лесные продукты в СССР

Юлька
Юлька
2023-05-06 09:20:18
Подписаться

Овощи

Вторым после картофеля основным видом питания колхозников являются овощи. Колхозники получают их на своем огороде, на при­усадебном участке.

На своих огородах колхозники выращивают, главным образом, та­кие овощи: капусту, свеклу, тыкву, лук, редиску, морковь, салат.

Огурцы и помидоры там встречаются редко. Поэтому, когда в одном тамбовском колхозе «выдали работавшим на полях и на сено­косе огурцы и помидоры (сквашенные), полученные в расчет за боч­ки» (сделанные колхозниками для овощного треста), — то «харч, сдобренный острой и пряной приправой, народ принял одобрительно», — отметил советский писатель Н. Вирта в книге «Крутые горы».

{378}

В той же книге рассказано, что колхозный овощной ларек в обла­стном городе торговал такими овощами: салатом, молодым луком, морковью, редиской.

Иностранец, побывавший в лагерях Советского Союза и проезжав­ший в поезде от Москвы до Вены, так описывает свои наблюдения над колхозным рынком на Украине, в той стране, где до революции было неслыханное изобилие овощей.

«Под вечер поезд остановился на довольно большой станции, и громкоговоритель объявил остановку на 25 минут, — пишет автор воспоминаний, недавно прибывший из СССР на Запад. — Мы вышли погулять на перрон и увидели, что за станцией расположился так называемый «колхозный рынок». Стояло несколько жалкого вида лотков, и на них была разложена какая-то зелень...  На этом «кол­хозном рынке» в сердце Украины, летом, оказалось всего-то несколь­ко пучков увядшей редиски и зеленый лук. Лук был связан пучками, как сказала продававшая баба, по 100 граммов каждый. Спросили цену. Она даже немного удивилась: «Цена обыкновенная — рупь сорок за пучок». Мы взяли три пучка, чтобы приправить мясные консервы. Надо только подумать: сто граммов зеленого лука за рубль сорок. Значит, килограмм стоит 14 рублей! Каково же это получается при заработке, как, например, у станционных уборщиц, в 275 рублей в месяц (в старых деньгах. — Т. Ч.).

 Когда-то самые бедные люди питались хлебом и луком. Сейчас это стало, благодаря советской власти, роскошью». («Новое русское слово», от 3 июля 1960 г., Нью-Йорк.)

Недостаток овощей сказывается в колхозных деревнях повсюду. Даже на Кубани, в казацких станицах, служащие не могут достать овощей. В письме с Кубани сестра пишет брату, эмигранту в Амери­ке:

«… Нам, рабочим и служащим, проживающим в станицах и се­лах, негде достать...  овощей».  (Там же, от 17 августа 1960 г.)

Городские жители тоже испытывают недостаток овощей. Совет­ская газета так описывает торговлю в городском овощном магазине:

«В магазине, кроме капусты, ничего нет… Ни моркови, ни свеклы. Картофель бывает от случая к случаю. Что касается салата или пет­рушки, то продавец магазина об этом заявляет: «Я сам давно забыл, {379} какой они имеют вкус». Уж на что огурцы — простая вещь, а и те в магазине бывают очень редко». («Казахстанская правда» от 5 сентября 1959 г.)

Во всех овощных магазинах Новосибирска ничего, кроме карто­феля и капусты, нельзя найти. (Газета «Труд» от 3 сентября 1960 г., Москва.)        

На постоянный недостаток овощей жалуются и повара заводских столовых. В советской газете «Труд» повар так описывает свои забо­ты и огорчения в связи с недостатком продуктов, главным образом, овощей: «Раннее утро. Повар заводской столовой садится уточнять план-меню. Он хотел бы сварить сегодня хороший борщ из свежей капусты, суп с грибами, сделать окрошку. Приготовить также по­больше вторых блюд из овощей: цветную капусту, кабачки, фарши­рованный перец с рисом и мясом. Увы, то, чем располагает кладо­вая, нисколько не отвечает его желаниям. Он с горечью убеждается, что сегодня, как и вчера, может сварить лишь суп с макаронами и сушеной картошкой, испечь макароны с творогом, да еще пригото­вить пару блюд с одним и тем же гарниром — макаронами… Про­шла половина июля, а мы, стыдно признаться, все еще готовим пищу из сушеного картофеля, сушеного лука и сушеной моркови. Ни ща­веля, ни огурцов, ни кабачков не видели. Сейчас стоят жаркие дни, а мы не можем побаловать рабочего окрошкой… Единственно, что есть в изобилии, это зеленый лук. Но и его «зеленым» назвать мож­но только в насмешку». (Там же, от 31 июля 1960 г.)

Овощи в Советском Союзе очень дороги. В журнале «Свобода» (Мюнхен) в 1959 году были опубликованы рыночные цены на овощи в Москве и в Мюнхене. Сравнение этих цен показывает, что цены на овощи в Москве дороже цен на такие же овощи в Мюнхене в среднем в 8 раз.

Сравнение рыночных цен на овощи в Москве в 1959-1960 годах с ценами на те же овощи перед войной (1941-1945) на том же москов­ском рынке показывает, что средние цены на овощи теперь повыси­лись в три раза, по сравнению с довоенным периодом.

Такой острый недостаток овощей и ухудшение овощного рынка после войны зависит от того, что условия огородничества на при­усадебном участке у колхозников в послевоенный период ухудши­лись. Там, где до войны усадебный участок колхозника занимал {380} 0,25 гектара (в России и в Белоруссии), теперь он занимает в среднем только 0,12 гектара. Коммунистические крепостники притесняют колхозников всеми способами, в частности, «урезкой» приусадебного участка, уменьшением его в два раза.

«Урезая» приусадебные участки колхозников, они проявляют себя такими же тиранами-«землеедами», как и те помещики-«землееды», о которых писал в крепостную эпоху И. С. Тургенев в одном письме.

Коммунистические помещики-землееды» не ограничиваются «урезкой» приусадебных участков. Они все время повышают трудо­вую нагрузку для колхозников. Если в довоенный период обязатель­ный минимум работы для взрослого колхозника составлял 180 трудодней, то теперь он повышен до 200-300 дней. Нормы «трудодня» также увеличены. У колхозников теперь остается еще меньше вре­мени для огородных работ, чем было до войны.

При этих обстоятельствах колхозники не могут вырастить на своем приусадебном участке столько овощей и картофеля, сколько они выращивали до войны.

А выращивание овощей на колхозных огородах не улучшилось:

незаинтересованные колхозники работают плохо; колхозное началь­ство растаскивает овощи немилосердно.

Доставка овощей на рынок для колхозников очень затруднена и дорога. Из-за таких условий в колхозной деревне овощей мало, и они дороги. Поэтому овощей и сами колхозники и городские жители едят невдоволь, потребляют недостаточно.

Фрукты 

В деревнях дореволюционной России больших садов было немно­го, может быть, только у 10-15 процентов домохозяев. Но маленькие садики с фруктовыми деревьями или ягодниками были почти у каж­дого крестьянина, в особенности на Украине и на Кавказе. В городах России сады были почти при каждом доме; многие сады были боль­шие.

Поэтому фруктов в дореволюционной России было много.

В осо­бенности яблок, груш, вишни, слив; ягод: малины, крыжовника, смо­родины и т. д.

{381} Цена на фрукты была дешевая. Килограмм яблок, груш, вишни стоил две-три копейки.

Купить фрукты в дореволюционной России можно было везде:

в городах — на базарах, лотках; в садах у садовников; в любой дерев­не. По деревням, в которых было мало садов, фрукты развозились городскими торговцами. Фрукты продавались и за деньги и в обмен на зерновые продукты (на рожь, овес), на картофель.

Во время молотьбы или посева озимой ржи торговцы ездили даже по полям и по токам и там на месте продавали или совершали обмен­ные операции: давали фрукты и получали от крестьян зерно.

Крестьяне запасали яблоки и на зиму как в свежем, так и в за-мороженом или моченом виде.

При этих обстоятельствах в дореволюционной деревне крестьяне, имеющие сады, потребляли фруктов вдоволь, а остальные — доста­точно, по мере своих экономических возможностей.

При коллективизации пропагандисты обещали крестьянам пре­вратить каждую колхозную деревню, всю страну — в цветущий рай­ский сад. Все жители этого рая смогут кушать любые фрукты, во всякое время, вдоволь, по своему вкусу и усмотрению. Но после кол­лективизации, оказалось, что новых, колхозно-райских, садов не по­являлось. В большинстве деревень новых садов даже и не заводили: в колхозах не хватает рабочих рук.

В других деревнях колхозные сады были посажены, но большин­ство их погибло: от засухи, от морозов, от зайцев. Повесть Кулаковского «Добросельцы» рассказывает, как жители рубят на дрова за­сохшие яблони из колхозного сада.

В некоторых деревнях колхозные сады были посажены и выро-щены. Но пользы от них не получили ни земледельцы, ни колхоз. Советская печать частенько говорит о том, что весь урожай социали­стических садов поедают только начальники, сельские и районные, да их семьи. Школьная хрестоматия рассказывает о налетах озорных ребятишек на колхозные сады: «Жил в селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб… Были на свете такие люди, которые могли бы за это время (пока отлучился сторож) кол­хозный сад от фруктов очистить». (Соловьева — Родная речь, учебная книга для IV класса начальной  школы, стр. 71-75.)

{382} Колхозных садов было выращено очень мало. И те пошли на пользу только колхозному начальству да озорникам-ребятишкам.

А личные сады крестьян после коллективизации были постепенно уничтожены. Сады «раскулаченных», сосланных, вымерших — были загубле­ны. Таких пострадавших от коллективизации домохозяев было в каждой деревне в среднем около 25 процентов. И почти все они имели сады.

За свои сады колхозники должны были платить такие высокие налоги, что содержание их стало убыточным. В повести Кулаковского «Добросельцы» председатель сельсовета требует от старушки налог за «сад», который состоит из трех старых, гнилых, дуплистых груш-дичков, принесенных из лесу и посаженных лет полсотни на­зад. Старушка плачет: налог за такой «сад» ей заплатить нечем, а вы­рубить его она еще не успела.

Во время посещения Хрущевым своей деревни Калиновки, Курской области, колхозница заявила ему, что она решила вырубить свой сад из-за непосильного налога.

Нередко сельское начальство не учитывает официально и не обла­гает личные сады колхозников. Но зато в таких случаях забирает себе, своим близким и вышестоящим начальникам почти весь урожай таких садов. И в этих случаях хозяева садов остаются в убытке: под садом занята земля приусадебного участка, а фруктов из своего сада хозяева не получают.

Из-за этих причин цены на фрукты стали неслыханно дорогими:

яблоки стоят на рынке до 2,5 рубля за килограмм, апельсины и лимо­ны — до 6 рублей. (в новых деньгах). («Новое русское слово» от 30 мая 1960 г., Нью-Йорк.)

По дешевой цене фрукты продаются только в закрытых распре­делителях и в буфетах партийных комитетов.

Из-за этого фрукты в Советском Союзе стали доступны только пар­тийно-советской аристократии, высоким чиновникам и богатым людям. Дудинцев в своей повести «Не хлебом единым» мельком рисует яркую картину советского «равенства»: директор завода и его жена, проходя по улицам рабочего поселка, кушают апельсины и бросают кожуру от них на снег, а проходящие школьники глазеют на апельсинную кожуру, глотают слюнки и удивляются невиданному фрукту.

{383} Поговорка помещичье-крепостной эпохи остается верной и для социалистической современности: «Дети (рабочих) видали, как господа (советские) апельсины едали...»

Фрукты в Советском Союзе стали теперь таким дорогим продуктом, который редко встречается на столе даже рядовых горожан: рабочих, интеллигенции и служащих.

А на столе колхозников фруктов совсем не бывает, даже по боль­шим праздникам.

Лесные продукты 

В дореволюционной деревне крестьяне летом собирали много раз­нообразных грибов.

Летом они ели грибы свежие: поджареные, вареные. Ели грибы с маслом, со сметаной, в супе, в борще, с квасом, картофелем, яичками, рыбой.

К зиме крестьяне приготовляли много грибов сушеных и марино­ванных. На сушку шли, главным образом, опенки. Летом и осенью крестьяне ездили в большие леса целыми семьями, на телегах, и при­возили оттуда грибы возами. А потом сушили их. Почти каждая кре­стьянская семья в лесных областях и в лесостепи обеспечивала себя сушеными грибами на весь год.

Много грибов крестьяне продавали: горожанам и торговцам — для перепродажи их жителям степных безлесных областей.

Предложение грибов превышало спрос на них. Поэтому цены на грибы были такие низкие, что их дешевизна вошла в поговорку. А те­перь «грибная проблема» тревожит людей и обсуждается в Советском Союзе на страницах центральных газет.

Статья напечатанная в газете «Труд», главном органе профсою­зов, называется «Обида повара» и говорит об этой проблеме: «… Об одном продукте… заготовители вовсе забыли. Речь идет о грибах. Вряд ли найдется человек, который не любил бы грибные блюда. Но, к великому сожалению, повара не могут порадовать ни жареными шам­пиньонами в сметане, ни украинским капустником, ни юшкой с галуш­ками, ни биточками по-крестьянски. Для этих блюд нужны грибы, а мы их не получаем уже несколько лет. Раньше, когда заходила речь о чем-нибудь недорогом, говорили, что это «дешевле грибов».

Теперь {384} старая поговорка звучит злой иронией, потому что нет продукта доро­же грибов. Небольшая связка их стоит столько же, сколько четыре килограмма первосортного мяса или полсотни яиц. Может быть, грибы на Украине перевелись? Ничего подобного! В лесах Волыни и Прикарпатья они гибнут сотнями тонн. Немало их пропадает и в Харьков­ской области. Облпотребсоюз… их не заготовляет». (Газета «Труд» от 31 июля 1960 г., Москва.)

Как в городах Советского Союза, так и в колхозных деревнях гри­бы стали продуктом редкостным и очень дорогим. В меню колхозников грибы теперь почти не встречаются.

Колхозники питаются впроголодь, но грибов в лесу не собирают. Почему? Вернувшись из Бельгии в Советский Союз, некоторые «воз-вращенцы» в своих письмах отвечают на это: «В лесу, говорят, грибов пропасть, но ходить за ними некогда»...  (Газета «Русская мысль» от 14 июля 1960 г., Париж.)

Кроме грибов, крестьяне в дореволюционной деревне собирали мно­го различных ягод, которые росли на богатой российской земле: зем­ляники, малины, ежевики, брусники, клюквы, голубики, черники и других.

Ягоды всех сортов, крестьяне употребляли в пищу в свежем виде. Ели также ягоды и вместе с другими продуктами. Например, из растертой земляники с хлебом и молоком получалось прекрасное блюдо. Крестьяне консервировали ягоды, делали из них варенье, компоты, ягодные соки.

Много ягод и всевозможных ягодных изделий крестьяне продава­ли городским жителям.

Летом крестьянские девушки собирали много лесных орехов. Из больших лесов их приносили пудовыми мешками. Деревенские жи­тели употребляли орехи в качестве праздничного лакомства и про­давали горожанам.

Теперь, в колхозных деревнях, земледельцы не имеют возможно­сти собирать лесные продукты: ни грибы, ни ягоды, ни орехи. Они работают на колхозной барщине от темна до темна и не имеют вы­ходных дней. Новые помещики не отпускают колхозниц в леса даже в воскресенье. В советской газете был описан любопытный случай. В одном колхозе, расположенном около дремучих Брянских лесов, колхозницы в воскресенье решили отправиться не на колхозную {385} барщину, которая за много лет не дала им ни грамма продуктов на трудодни, а в лес: за грибами и ягодами. Колхозное начальство, с по­мощью вооруженного милиционера, под угрозой ареста и применения оружия, вынудило колхозниц идти не туда, куда они хотели и куда направлял их разумный личный интерес, а туда, куда им приказали советские крепостники: на принудительную бесплатную работу, на государственную барщину...

Вот из-за этой колхозно-государственной барщины и появились теперь в Советском Союзе и хлебо-картофельно-овощные и грибо-ягодно-ореховые «проблемы» и парадоксы. Удивительные проблемы и удивительные парадоксы! Грибы, ягоды, орехи гибнут в лесах ты­сячами тонн. А рядом, по соседству с лесами, в колхозных деревнях и в городах, на столе у людей, живущих впроголодь, — нет этих пи­тательных и здоровых лесных продуктов...

Этих продуктов нет также и в рабочих столовых и в городских магазинах. Нет потому, что новые, советские, крепостники держат колхозников на принудительной бесплатной барщине и не отпускают в лес за продуктами, даже в праздники...

boris-mojaev.narod.ru/index.files/chygynov.htm

Мне нравится
Добавить в закладки
728

Смотрите также

Нет комментариев

Дни рождения пользователей

Календарь Дней рождений