Астраханские верблюды в ВОВ
В Астраханской области самое многочисленное в Европе стадо верблюдов. Сегодня их ценят за шерсть. Но история показала – верблюды могут служить людям и как храбрые воины.
В 1942 году немцы активно подбирались к Волге. Советской армии на чём-то нужно было подвозить оружие и провизию, отправлять раненых в госпиталь. Но техники очень не хватало. Тут и пригодились баскунчакские верблюды. Они были своенравными, но пастухи помогли обучить их возить орудия. Главным же их достоинством стали чрезвычайные выносливость и неприхотливость.
Памятник «Мы победили! От Баскунчака до Берлина» расположен в городе Ахтубинске, что в Астраханской области. Он посвящён солдатам 902-го стрелкового полка и их парнокопытным товарищам. В этом полку на «службе» были около 20 верблюдов. Из них выжили и остались в истории лишь строптивая Машка и спокойный Мишка, находившиеся при сержанте Григории Нестерове. В победном 45-м они вошли вместе с солдатами в Берлин, и, по воспоминаниям некоторых очевидцев, именно из орудия, которое они везли, был сделан первый выстрел по Рейхстагу. Верблюды стали для солдат не просто транспортным средством, а настоящими боевыми товарищами, с которыми они делили походную пищу, укрытия. После войны животных переместили в московский зоопарк, где они и прожили спокойную верблюжью жизнь.
Власти Ахтубинска инициировали возведение памятника. Его создали волгоградские скульпторы Вадим Жуков, Василий Маринин и Пётр Солодков. Торжественное открытие состоялось 8 мая 2010 года в рамках празднования 65-летия со Дня Победы в Великой Отечественной. Композиция представляет собой солдата – того самого сержанта Григория Нестерова, присевшего на ящик с боеприпасами, рядом стоит верблюд Мишка и тут же лежит Машка. Рядом же стоит пушка. Верблюды покрыты попонами с надписью «Астрахань-Берлин».Если быть совсем точными, «корабли пустыни» были приданы 902 стрелковому полку 248 стрелковой дивизии 9-го стрелкового корпуса. Полк был создан с большим трудом из местной молодежи, каспийских моряков, парнишек, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Естественно, не хватало оружия, техники, автомашин. Даже лошади оказались в дефиците: ведь Дон, Кубань и Калмыкия уже находились под немцами.
Поэтому для артиллерии и обозов пришлось использовать верблюдов. Часть животных прибыла из Казахстана и Туркмении, эти верблюды были приручены. Астраханские же оказались норовистыми и строптивыми: некоторых из них отлавливали в степях. Солдаты не представляли себе, как с этими «тягачами» управляться. Выручили местные мальчишки-пастухи. За короткий срок с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжь, возить повозки и полевую кухню, таскать орудия, вес которых достигал тонны. Животные оказались чрезвычайно выносливыми, вместо трех пар коней запрягали две пары верблюдов.
Как вспоминает ветеран Николай Малых, после окружения фашистов в Сталинграде 28-я резервная армия получила приказ двигаться на Ростов. Войска наткнулись на танковую группировку Манштейна, которая после неудачной попытки прорвать кольцо окружения вокруг Сталинграда отступала в том же направлении. Бой был коротким и кровавым. В сражении полегло 90 процентов верблюдов-тягачей (всего из Астрахани вышло 350 животных). По воспоминаниям фронтовиков, солдатам удалось укрыться в окопах, а массивные животные стали живой мишенью для немцев. Верблюды падали под выстрелами и жалобно кричали. После боя фашисты бродили по полю и добивали животных, называя их издевательски «руссише панцер» (русский танк).
Мишка и Машка «плюнули» по рейхсканцелярии
В Ростове уцелевшую часть астраханской резервной армии переформировали и укомплектовали техникой. Но бойцы, привыкшие к своим двугорбым друзьям, не пожелали расставаться с ними. Часть животных передали в хозчасть — таскать повозки с боеприпасами и походные кухни. А вот баскунчакские Машка и Мишка остались в артиллерии, в боевом расчёте командира орудия сержанта Григория Нестерова, заряжающим у которого был татарин Кармалюк. Громадный Мишка обладал спокойным характером, а вот Машка, напротив, была нервной и норовистой.
Раз восемь за войну сменялись все номера орудийного расчета (кто-то погиб, кто-то был ранен и отправился в тыловые госпиталя), а эти двое так и дошли невредимыми от Астрахани до Берлина. А с ними вместе – и неразлучная верблюжья парочка.
Но и это не самое удивительное! Случилось так, что именно 902-й стрелковый полк оказался первым, пробившимся к имперской канцелярии! Как утверждает писатель Владимир Успенский, именно из орудия сержанта Григория Нестерова был произведен первый один из первых прямых прицельных выстрелов по рейхстагу: «Командир орудия старший сержант Нестеров и наводчик Кармалюк установили орудие под уцелевшей аркой. Верблюдов отвели за стену, в укрытие. Светловолосый богатырь Нестеров, волжский рыбак, сам вогнал в казенник снаряд, шагнул в сторону, привычно вскинул руку с флажком и крикнул: — ОГОНЬ!».
Снаряд, пущенный прямой наводкой, влетел в окно рейхсканцелярии. Узнав об обстреле рейхстага, менее чем через час Гитлер покончит с собой…
Разумеется, после взятия рейхстага отважные верблюды оказались в центре внимания бойцов. Кстати, кроме Мишки и Машки, в число отличившихся двугорбых «артиллеристов» попал и третий верблюд – Яшка, получивший свое имя от названия калмыцкого села Яшкуль, откуда он прибыл на «службу».