Луговой сад
Сад а-lа естественный луг — у нас не самый популярный. Чаще у нас можно встретить лесной сад на основе природных (сосны, березы, дуба) или искусственно созданных (старый яблоневый сад) массивов. А открытые садовые пространства у нас чаще оформляют не в виде природного луга, а в виде нарочито рукотворных, «букетных» цветников. Но ничто не стоит на месте, и европейское увлечение «новой волной» не миновало и наших садоводов.
Так и хочется называть подобное расхожим термином «натургарден», но имею ли я на это право? Все-таки изначально, когда более века назад натургарден только зародился в Германии, в это понятие вкладывалось нечто иное. В основе этого образа лежало искусственное создание биоценозов, копирующих пейзажи за околицей — те же растения, те же условия. Сегодня вместо «кальки» делают скорее имитацию. По большому счету классических натургарденов остались единицы, а в нашей стране, наверное, их нет вовсе. Этим словом мы именуем их подобие.
Не копируя, а имитируя естественные биоценозы, мы развязываем себе руки. Видимо, именно в этом причина того, что «новая волна» стала популярнее такого трудного в создании, требующего огромного багажа знаний и опыта классического натургардена. Имитатору не надо изучать до мелочей тончайшие цепи взаимодействия растений, микроорганизмов, животных; досконально прорабатывать ассортимент природных сообществ и процент присутствия в них тех или иных видов; прогнозировать развитие ситуации, исходя из сезонного и многолетнего изменения условий, взросления растений и т.д. Можно просто из всего многообразия современных растений (преимущественно травянистых) выбрать созвучные имитируемому образу, затем оставить лишь те, что удовлетворяют экологическим условиям места. А из них уже составить композиции, используя законы построения гармонии, которые одинаковы и для природного, и для регулярного сада.
Имитирование не отменяет приема инкрустации в существующие природные ландшафты. Возможно, вставка «лугового сада» в естественный пейзаж будет даже более удачной, чем «букетного», куда чаще сегодня встречающегося. При такой попытке соединения главная сложность, на мой взгляд, на самом раннем этапе — при выборе стилистического образа создаваемой композиции и оценке его соответствия существующему окружению. Если он выбран верно, то дело за малым: подобрать устойчивые и усиливающие этот образ растения. В их выборе сейчас проблемы нет — ассортимент огромен. Причем часто это вовсе не природные виды, а последние новинки селекции, которая, похоже, сегодня работает под девизом «назад, к природе». Многие сорта выглядят очень натурально, а лозунг «краснее, крупнее, махровее» постепенно уходит в прошлое.
Уходит, но не отовсюду. И на просторах нашей страны пока властвуют «букетные сады», а отнюдь не «подкрашенные» современными сортами естественные луга. Возможно, это связано с тем, что пока «натургардена» нам хватает сразу по выходу за калитку. Однако именно имитацией можно достичь гармонии между «букетным» и «луговым». За счет форм и сортов имитация может оказаться ярче, выразительнее оригинала, стать как раз такой, как нам нравится, как рисуют луг дети на своих рисунках. Кроме того, мы зачастую не располагаем большими площадями, а эмоций хотели бы собрать не меньше, чем человек, вышедший поутру на широкое деревенское поле. Значит, уменьшение площади должно компенсироваться большей яркостью впечатлений с единицы этой площади. Но не стоит забывать, что талант — прежде всего чувство меры.
А как же деревья? Может показаться, что речь идет о садах, представляющих собой сплошное поле. Это не так (по моему мнению, сад без древесных и не сад вовсе). Сады «лугового» образа в большей степени открытые. Горизонтальных плоскостей, расположенных на небольших высотах, здесь куда больше, чем объемов, перекрывающих взгляд. Однако соседство «лугового» сада с древесными естественно и пластично, независимо от того, опушка ли это елового леса, березовой рощи или старого кряжистого яблоневого сада. Для каждого из этих случаев стилистический образ совершенно разный и он диктует различное «луговое» наполнение.
«Луговой» образ довольно пластично взаимодействует и с сооружениями. И не только с бревенчатыми домиками, как может показаться на первый взгляд, уместны и классическая усадьба, и современное здание в духе постмодернизма. В этих случаях важно соблюсти каноны планировочной структуры, а уже внутри нее всегда можно найти место «лугу». Кстати, о хай-тек. Именно здесь самые интересные варианты, основанные на контрастном сочетании дикого природного и космического нового, суперестественного и суперрукотворного.
Современный садовод не готов ждать, он хочет видеть красоту здесь и сейчас. Время создания лугового сада несоизмеримо короче, чем лесного. Повезло тому, кто имеет поляны и рядом взрослые деревья — в лесную часть нужно только внести несколько штрихов, а поляны можно бесконечно подкрашивать подсадками и подсевами. За короткое время появится полноценный луговой сад на бывшей поляне и чуть позже — лесной в подлеске. Если же сад такого типа закладывать на голом месте, то имитировать лесные сообщества под выросшими деревьями будут уже дети, а может, и внуки. Вы же в течение своей жизни можете смело рассчитывать на радость от не менее эффектного зрелища — цветочного луга.
Александр Сапелин