Хана-шобу
Хана-шобу вызывают все больший интерес российских цветоводов. В России освоение культуры хана-шобу связано с именем выдающегося ботаника, директора Ботанического сада в Санкт-Петербурге Эдуарда Регеля (1815-1892).
По мере распространения многочисленные сорта хана-шобу стали называть японскими ирисами. Это не совсем правильно, так как в реальности существует вечнозеленый субтропический и.японский (I.japonica) с орхидеевидными цветками.
В ходе селекционных работ первостепенной задачей, помимо слабой зимоусточивости, решались проблемы и с доминирующей видовой окраской цветка. Вырваться из плена темно-фиолетово-пурпурных колеров помог американский селекционер д-р Мак Юэн.
К достоинствам хана-шобу следует отнести крупные цветки (у отдельных культиваров размером с тарелку), богатство окрасок (от белой и нежно-розовой до интенсивно-бордовых и фиолетово-синих), ветроустойчивость. До недавнего времени не было сортов с желтыми цветками, но теперь и эта проблема решена с помощью скрещивания с и.болотным. Кроме однотонных, существуют культивары с двухколерными цветками, с каймой, крапчатые, с ярко окрашенными жилками.
Для северных регионов можно рекомендовать сорта, устойчивые к низким температурам: «Алтай», «Дерсу Узала», «Василий Алферов'», «Шестиглазка», «Поленица», «Добрыня», «Призрак Счастья», «Виват Родионенко», «Поклон Еременко», «Памяти Лучник», зарубежные — «Навзикая», «Оуодо» и мн. др.
На юге лучше будут расти сорта, выведенные в Ботаническом саду Владивостока: «Сиреневая Дымка», «Приморье», «Розовое Облако», «Темная Ночь», «Первый Вальс» и мн. зарубежные.