Июньские сугробы
Всего на Земле произрастает 110 видов тополей, а также большое количество их разновидностей и гибридов. У нас насчитается 30 видов, 12 из них окультурено. Активная реализация программы по озеленению новых строящихся микрорайонов стартовала сразу после войны. Большинство североамериканских тополей были завезены к нам из Европы, Индии и Китая. Советские ученые подчеркивали: тополя в городах – временная «зелёная инъекция», лет через 15 необходимо начать замену «быстрых озеленителей» на другие деревья.
В Европе, по словам ведущего научного сотрудника Латвийского ботанического сада Инаре Бондаре, программа экспресс-озеленения была реализована полностью. Были посажены «мужские», «не пылящие» тополя, а со временем, как и планировалось, и они были заменены. При высадке используются лавролистный и пирамидальный тополя, которые не имеют тополиного пуха, а потому являются оптимальным вариантом для города. На специальных плантациях выращивают стерильные гибридные сорта, на которых не развиваются семена, — их используют, в первую очередь, для производства целлюлозы.
В России же даже спустя 50 лет программу замены реализовывать не начали, наоборот, появлялись все новые и новые тополиные насаждения в мегаполисах, небольших городках и поселках по всей России. Победоносное шествие тополей обернулось почти трагедией — тысячи людей страдают от «снежного покрова» в период цветения тополей…
Но так ли виновато само дерево? Чего от него больше — пользы или вреда?
Хотя тополиный пух, являясь механическим раздражителем, у многих вызывает дискомфорт, сам по себе он не является аллергеном. Он лишь разносит пыльцу растений, цветение которых оборачивается неприятностями для людей, склонных к аллергии. Специалисты исследовали образцы тополиного пуха из сельской и городской местности. Оказалось, что «сельский» пух практически не имел в своем составе аллергенной пыльцы других растений, а вот в «городском» — ее было в избытке. Медицинская статистика показывает, что жаловаться на тополиный пух пациенты начали лишь в семидесятых годах прошлого века, когда воздух в городах с каждым годом начал становиться всё более загрязнённым.
В Москве и ряде российских городов, например, в Самаре и Томске, посадка тополей сейчас под запретом. При этом проводятся комплексные программы, которые предусматривают кронирование, использование специальных реагентов, которые не позволяют семенам раскрываться, и постепенную замену тополей на другие виды деревьев – липы, березы, каштаны. Но вырубить сразу все тополя – значит «оголить» городские улицы.
Тополя выделяют в несколько раз больше кислорода, чем хвойные деревья. они вбирают в себя около 70% уличной пыли, грязи и дыма (один старый тополь очищает воздух от сорока килограммов сажи и пыли), освежают и обогащают воздух фитонцидами, убивая болезнетворные микробы.
Глава лесной программы Greenpeace России Алексей Ярошенко уверен, что если в Москве удалить все тополя, качество воздуха снизится настолько, что это перекроет все плюсы от отсутствия пуха. Эколог уверен, что другие деревья при нынешнем состоянии воздуха и почвы будут расти очень плохо, если вообще приживутся.